МААМ-картинки

Коррекционно–педагогическая помощь приемным и биологическим семьям, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ

Наталья Сергеева
Коррекционно–педагогическая помощь приемным и биологическим семьям, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ

Известно, что семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, особенности его характера, ценности и мировоззрение, формируется отношение к миру, людям и самому себе. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Семья является основополагающим фактором успешной социализации и психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Коррекционно–педагогическая помощь приемным и биологическим семьям, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Работа учителя – дефектолога, психолога и логопеда с родителями, на которых ложится ответственность за воспитание такого ребенка, направлена на обучение их педагогическим формам общения и взаимодействия с ребенком через совместную предметно – игровую деятельность, на формирование адекватных способов взаимодействия матери с ребенком.

На практике коррекционные специалисты Дома ребенка наиболее активно используют следующие формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, лекции, индивидуальные занятия педагога с ребенком в присутствии взрослого, включение матери в совместное выполнение упражнений, анализ проведенных занятий.

Консультативная форма работы включает первичное психолого – педагогическое обследование, где родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистом уровня психического развития ребенка, возможности его развития и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

Беседы (как форма работы) проводятся в непринужденной обстановке и, как правило, носят личный характер. Специалист, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты их разрешения.

На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания и развития детей, знакомятся с литературой, помогающей понять их проблемы.

На практических занятиях родители получают знания по формированию у детей необходимых умений и навыков, таких как: формирование предметных действий, познавательной деятельности, развития речи, навыков самообслуживания, взаимодействия взрослого с ребенком.

Так же используются комбинированные занятия, где вначале организована лекция на определенную тему, затем – практическое занятие. Темы практических занятий всегда соответствуют запросам родителей. Тематика лекций может быть разнообразной: «Развитие детей раннего возраста», «Особенности развития детей с отклонениями развития», Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста», «Роль и значение игрушки в психическом развитии ребенка», «Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста» и др.

Педагогическую работу с родителями коррекционные специалисты планируют исходя из индивидуальной программы развития ребенка. Такая работа нацелена на формирование потребностей родителей в общении с ребенком, адекватной позиции по отношению к ребенку; умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; обучение наблюдению в процессе общения с малышом и умение делать соответствующие выводы.

Работа с родителями выстраивается поэтапно. На первом этапе происходит знакомство педагога с родителями малыша, где изучаются особенности семьи, отношение к особенностям развития ребенка, намерения сотрудничать с специалистом. Полученные сведения в дальнейшем используются при планировании занятий с малышом в присутствии матери и выбора способов включения ее в процесс развития и воспитания.

В следующей части педагогической работы с близкими взрослыми планируется индивидуальный маршрут развития ребенка на основе анамнестических данных, результатов психолого – педагогического обследования, анкетирования родителей, наблюдения за игрой матери с ребенком. В ходе беседы специалист знакомит родителей с требованиями к проведению занятий с ребенком и раскрывает содержание индивидуальной коррекционно–развивающей программы. Здесь же даются рекомендации к подбору пособий и игрушек для проведения игр с малышом в домашних условиях с учетом его особенностей психофизического развития, предлагается список педагогической литературы.

Так же педагог рекомендует родителям использование различных приемов.

Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Родителям необходимо понимать, что они самые заинтересованные участники коррекционно– педагогического процесса, что от близкого окружения малыша, во многом, зависит, как будет организован, чем наполнится этот особый, удивительный возрастной этап раннего детства.

Публикации по теме:

Дидактические игры в помощь воспитателю группы раннего возрастаДидактические игры в помощь воспитателю группы раннего возраста Уважаемые коллеги, здравствуйте. Хочу поделится опытом создания фетровых игр. Всё началось в 2015 году, когда я стала работать воспитателем.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста «Пожарные спешат на помощь»Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста «Пожарные спешат на помощь» Цель: познакомить детей с работой пожарных, с техникой, применяемой при тушении пожаров. Задачи: уточнить представление об устройстве.

Открытое коррекционно-развивающее занятие «Сладкий арбуз» с детьми раннего возраста с ОВЗ с дидактическими пособиямиОткрытое коррекционно-развивающее занятие «Сладкий арбуз» с детьми раннего возраста с ОВЗ с дидактическими пособиями "Сладкий арбуз". В России день арбуза отмечают 3 августа. Герой нашего занятия большая, сладкая ягода, которая является воплощением лета.

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Понимаю» и «Принимаю» Семья, в которой растет и развивается ребенок, является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

План-конспект занятия во второй группе раннего возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу» (в помощь воспитателю) План-конспект занятия Вторая группа раннего возраста Познавательное развитие Воспитатель Фогельзанг Алсу Салихзановна ГБДОУ 87 Центрального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно–педагогическая помощь приемным и биологическим семьям, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 22:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД