Получи документы

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми при нарушениях зрения в ДОУ

Инна Бирагова
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми при нарушениях зрения в ДОУ

Профилактика и сохранение зрения важна в любом возрасте. Почему это важно? Да потому что глаза являются одним из самых важных органов для восприятия и познания окружающего мира, ориентации в пространстве. До 90% информации о внешнем мире мы получаем с помощью зрения.

Строение органа зрения.

Орган зрения – глаза.

Зрительный анализатор состоит из 3-х частей ( как и все другие: слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный или кожно-мышечный)

I – воспринимающая часть (глаз)

II – проводящая часть (зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт)

Публикация «Коррекционно-развивающая деятельность с детьми при нарушениях зрения в ДОУ» размещена в разделах

III – центральная часть (подкорковые зрительные нервы, высшие зрительные центры, расположенные в затылочных долях коры головного мозга. Место частичного перекреста зрительных нервов называется ХИАЗМОЙ (находится в области черепа).

В настоящее время отклонения в развитии детей в основном имеют врожденный характер и редко проявляются изолированно. Как отечественные, так и зарубежные ученые все чаще говорят о наличии сложных нарушений в развитии детей.

Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению и отклонениям в формировании полноценной

функциональной зрительной системы.

Дети с нарушением зрения (классификация)

В современной тифлопедагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих. Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения. За нормальную остроту зрения, равную единице (1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения – 0,1, четвертой – 0,4 и т п.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории:

I. Слепые дети. По остроте зрения это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые или незрячие» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение.

Таким образом, острота зрения не является единственным критерием слепоты.

II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Причины нарушения зрения

Все причины делятся на врожденные и приобретенные.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием наследственного фактора, и аномалий внутреннего развития.

Приобретенные – это травмы во время родом, послеродовые травмы, заболевания ЦНС.

Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам.

Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т. д., которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т. д. То есть вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Дети-инвалиды по зрению, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего типа, школы - интернаты для слепых слабовидящих детей, но есть они и в массовых ДОУ. Большой процент детей с недостатками зрения встречается и в дошкольных учреждениях.

На самом деле видов нарушения зрения довольно таки много – это и афакия, колобома радужки, глаукома, катаракта, микрофтальм, ретинопатия недоношенных и т. д., но мы остановимся на тех, с которыми мы с вами встречаемся в процессе своей деятельности.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Многие дети страдают косоглазием, амблиопией, астигматизмом и др.

Все заболевания делятся на 3 группы

I. Прогрессирующие:

Дистрофия сетчатки

Незаконченные формы атрофии зрительного нерва

Миопия осложненная, высокая степень

Глаукома и др.

II. Стабильные, т. е. болезни, которые не прогрессируют:

Врожденная частичная атрофия зрительного нерва

Микрофтальм (маленькие глаза) без галукомы

Колобома радужки

Аниредия

Колобома сосудистой оболочки

Альбиносы (зрение стабильно)

III. Болезни при которых возможно улучшение:

Катаракта

Аномалии рефракции

Амблиопия

Косоглазие

Астигматизм

Остановимся на основных отклонениях в развитии органа зрения.

Миопия, или близорукость – аномалия рефракции зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. Распространённая причина – увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Начальным признаком близорукости является то, что ребенок плохо, как в «тумане», видит предметы, объекты вдали. Ни родители, ни воспитатель не знают этого: дети не жалуются.

Воспитатель должен обратить внимание на следующее: ребенок старается сесть поближе к доске или экрану телевизора; наклоняет голову к рабочей поверхности ближе допустимой нормы (в норме это расстояние измеряется от локтя ребенка рабочей поверхности до кончиков

пальцев у виска); затем у него появляется привычка прищуриваться при рассматривании объектов, находящихся вдали. Если оставить эти признаки без внимания, то со временем могут появиться боли в глазах, головная боль, покраснение и отек век, особенно при работе мелкими деталями мозаик, конструкторов и на других аналогичных занятиях. Очень часто воспитатели расценивают воспаление век как результат инфекционного заболевания. Своевременное обращение к врачу-окулисту, правильное использование очков и рекомендаций способствуют исчезновению указанных симптомов. В беседах с родителями воспитатель может выяснить, страдают ли близорукостью близкие родственники ребенка, так как существенное значение в ее появлении имеет наследственный фактор. Близорукость чаще возникает у детей, оба родители которых близорукие, или в результате постоянно зрительной работы на близком расстоянии.

Гиперметропия, или дальнозоркость - особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. С дальнозоркостью дети, как правило, рождаются. С увеличением глазного яблока (к 9—12 годам) дальнозоркость может перейти в нормальное зрение или увеличиться. При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена: при чтении, рисовании, лепке появляются «нечеткость», «неясность», буквы «сливаются», поэтом ребенок старается сесть подальше от телевизора, отодвигает от себя лист бумаги и т. д., на это и необходимо обращать внимание. Дети, страдающие дальнозоркостью, жалуются на боли в глазах и их покраснение. Постоянное правильное использование назначенных окулистом очков улучшает зрительные возможности детей и предотвращает развитие амблиопии как осложнения дальнозоркости.

Астигматизм/Амблиопия иначе называется «ленивый глаз» и характеризуется снижением зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, конструирует, повернув несколько голову набок, стараясь задействовать лучше видящий глаз. Именно на это воспитатель и должен обратить внимание и направить ребенка к окулисту.

Косоглазие, отклонение глазного яблока в ту или иную сторону, может паралитическим и содружественным. При паралитическом косоглазии отмечается неподвижность или ограничение движений глаза. У детей чаще встречается содружественное косоглазие: сходящееся (глаз отклоняется к носу) и расходящееся (глаз отклоняется к виску). После перенесенного простудного или инфекционного заболевания, обострения хронической болезни, при зрительном или общем переутомлении косоглазие может увеличиться; после длительного использования назначенных очков может уменьшиться. При этом воспитатель должен следить за тем, чтобы ребенок носил очки в зависимости от вида зрительной нагрузки (вдаль, вблизи) или времени их использования (постоянное ношение, для работы вблизи, вдаль).

Катаракта - заболевание глаз, характеризующееся помутнением хрусталика. У детей может быть врожденной и приобретенной. Врожденное помутнение хрусталика определяют уже в роддоме, при осмотре обнаруживают «серость» в области зрачка. Приобретенное помутнение хрусталика чаще всего связано с травмой органа зрения. Катаракты лечат хирургическим методом в ранние сроки после выявления. Состояние глаза после операции называется афакией (это отсутствие хрусталика в глазном яблоке. При афакии ухудшается зрение, изображение предметов вблизи и вдали размывается и человек не может сфокусироваться, при ко торой у детей могут быть разные очки - для зрительной работы вблизи и вдаль. Для профилактики развития амблиопии, как осложнения катаракты и афакии, ребенок должен систематически получать лечение, назначенное окулистом, а воспитатель - знать об этом и соответственно планировать режим дня.

Глаукома - заболевание основной причиной которых является нарушение оттока внутриглазной жидкости, что сопровождается повышением внутриглазного давления. Взрослый (воспитатель или родители) может заметить: ребенок временами, особенно по утрам начинает тереть глаза вследствие кратковременного понижения зрения и «дыма» или «тумана» перед глазом. Вечером, глядя на электрические лампочки, освещающие улицу, ребенок может говорить о появлении окрашенных в цвета радуги колец вокруг лампочек. Иногда после просмотра кинофильма, длительной работы с наклоненной головой или в сумерках могут появиться боли в глазу. Это связано с периодическим повышением и понижением внутриглазного давления.

В специализированных детских садах с детьми с нарушением зрения работают воспитатели, дефектологи и медицинские работники.

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности.

Основные офтальмологические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия.

• Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям.

Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстрации строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.).

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные чистые, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый, репка желтая и т. д.). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».

Почему это важно, да потому что зачастую у детей с нарушением зрения развивается вербализм.

Вербализм – употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым. Вербализм чрезвычайно развит у слепого ребенка и является одним из основных препятствий на пути его развития.

При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.

Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта указку.

В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.

Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, а при сходящемся - вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при афакии, близорукости, глаукоме - вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. Можно использовать следующие упражнения: «Буратино потянулся (дети встают на носочки поднимают руки и смотрят на кончики пальцев, вправо, влево повернулся вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз вверх) и на место тихо сел».

Иногда на фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур в оболочек органа зрения.

Например: «Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками, закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево, вправо, ветер тише, тише, тише (медленно приседают,

глаза опускают вниз, деревца все выше, выше. (Встают, глаза поднимают вверх.)

При проведении физкультурных занятий воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки,наклоны головы и туловища, подъем тяжестей и т. д. При этом более широко используются сохранные анализаторы: например, для слуха - звуковые маячки; для цветовосприятия – как сигнальные знаки - яркие цветные полосы на беговой дорожке, на месте отталкивания (при прыжках) и т. д. На занятиях с учетом индивидуально-дифференцированного подхода могут быть выделены подгруппы детей от одного или двух-трех: с противопоказаниями для отдельных движений (например гиперметропия, нельзя сотрясать тело сильно. Возможна отслойка сетчатки).

Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников:

- ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком;

- при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза;

- ребенку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечных лучей в глаза.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 – не менее 3 мм.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях,

как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.

Это основные офтальмологические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение зрительного восприятия.

Основная масса воспитателей ДОУ не имеет достаточной квалифицированной подготовки для работы с детьми при отклонениях в развитии и нуждается в повышении профессионального уровня. Это не значит, что педагог-воспитатель должен уметь ставить диагноз.

Он должен:

грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребенка;

знать физиологические и возрастные особенности его развития;

уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.

Правильная организация зрительной работы детей с нарушением зрения способствует значительному продвижению в развитии наглядно-образного мышления зрительного восприятия. У детей формируется не только зрительное представление о предметах и явлениях, но и повышается острота зрения на амблиопичном глазу, а это и есть результат эффективно организованной работы педагога с детьми с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольниковКоррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников К целям работы психологов дошкольного образования, относится основополагающее направление деятельности как «Сохранять и укреплять здоровье.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Коррекционно — развивающая работа с детьми, имеющими нарушение зрения Работа нашего дошкольного учреждения направлена на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с нарушениями зрения с целью ранней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми при нарушениях зрения в ДОУ
Опубликовано: 22 мая 2023 в 21:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД