Зоя Ашибокова
Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш»
Деловая игра с элементами тренинга
Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Подготовила педагог-психолог МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш
Ашибокова З. Б.
Январь 2018г.
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности педагога.
Задачи:
Публикация «Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога» размещена в разделах
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
План проведения
Организационный момент
Введение в тему деловой игры.
Задание 1. Разминка Тест «Опытный педагог»
Задание 2- Разогрев Упражнение «Перекинь мяч»
Задание 3 – Тренинг «Качества творческой личности
Задание 4 – Признаки креативности Davis
Задание 5 – Упражнение «Объявление».
Задание 6– Творческое задание.
Задание 5 – Перевёртыши.
Задание 8– Упражнение «Сочиняем стихи»
Задание 9 - Творческое задание «Рассказ из заголовков»
Вывод по проделанной работе
Задание 10 – Упражнение «Рифмовка»
Заключительное слово ведущего.
Организационный момент:
На столах, разделенных на 2 команды, лежат цветные кружочки. Педагогам предлагается выбрать цвет и занять соответствующее место.
Введение в тему.
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон,1997 г.).
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов.
Творческий педагог подразумевает помимо профессиональной подготовки, ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный и надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому педагогу.
Это, в первую очередь, такие качества личности, как:
• самостоятельность;
• способность принимать ответственные решения;
• креативный подход к любому делу;
• умение доводить дело до конца;
• постоянно учиться и совершенствоваться.
Это и такие качества как:
• наличие гибкости мышления;
• наличие абстрактного мышления;
• наличие системного и экспериментального мышлений;
• умение потенцинировать диалог; коммуникабельность; сотрудничество.
В творческом процессе педагога можно выделить такую последовательность этапов:
1. Возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи.
2. Разработка замысла.
3. Воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми.
4. Анализ и оценка результатов творчества.
Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.
Что мешает и заглушает творчество?
Внешняя критика, оценка правильно, не правильно.
Внутренняя критика, та же оценка.
Сравнение с другими людьми, детьми.
Одобрение оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы.
Страх неудачи, зацикливание на результат.
Практическая часть.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов, через использование деловой игры с элементами тренинга. Мы будем стараться активно искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявляя гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
I Этап. Разминка.
Тест «Опытный педагог ДОУ».
II Этап – разогрев
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.
Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
• Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
• Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
• Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
III Этап. Тренинг «Качества творческой личности».
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: "Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения. Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.
А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.
Какие мысли у вас возникают?. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2 – 3 раза).
Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?
А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди.
Медленно откройте глаза.
После того как все участники группы открыли глаза, предлагаю всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т. д. Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.
После того, как все закончили рисовать, и рисунки расположены на видном для всех месте, я продолжаю инструкцию: "Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4 – 5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится".
В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, побуждаю остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом записываю называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.
• Большое количество существующих признаков креативности Davis
• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
• Чувство юмора – игривость.
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
• Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
IV Этап.
Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.
1. Упражнение «Объявление».
- В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
2. Задание командам.
Первой команде необходимо нарисовать «как пахнет радуга». Второй команде - «о чем мечтают звезды» Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
3. задание – «Перевертыши».
Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание команде 1.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
Задание команде 2.
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
Ручной кактус – «Дикая орхидея».
4. Упражнение «Сочиняем стихи».
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание.
• Утром настроение плохое…
• Весной везде повсюду лужи…
• Я решила похудеть….
• После смены я решила…
• Всех решила удивить…
• Педагоги часто сердясь и бранясь…
Задание 6. Упражнение «Рассказ из зоголовков».
Автор упражнения Эдвард Де Боно, писатель, эксперт в области творческого мышления.
Вывод по проделанной работе:
Педагог должен быть креативным почему?
Чтобы быть…
Чтобы быть…
Чтобы быть…
Чтобы быть…
Чтобы быть!
(современным, увлекательным, интересным, успешным и т. д.)
В заключении я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся сегодняшней встрече.
Мы встречались, мы играли, креативность развивали …
• На игру мы приходили, где мы с вами научились …
• Креативность – что за птица?.
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.
Заключительные слова - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
До 21 балла.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
22-45 баллов.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:
1. Вопросы 1,6,7 - любознательность
2. Вопросы 2,3,4,5 - вера в себя
3. 8 и 14 – постоянство
4. 9 – амбициозность
5. 10 - зрительную память
6. 11, 12 – слуховая память
7. 13,18 - стремление быть независимым
8. 15, 16 - способность абстрагироваться
9. 17 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.