Юлия Гусарова
Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет
Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет
Департамент образования Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
«Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»
Методическая разработка
Выполнила:
Гусарова Ю. В.
Музыкальный руководитель
Публикация «Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
МДОУ д/с № 23 г. Ростова
Ярославской области
Содержание
Введение…. 3
Глава 1. Теоретические основы методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки
детьми 6-7лет
1.1 Восприятие музыки - основная деятельность в музыкальном воспитании детей…5
1.2. Основные проблемные ситуации, их сущность в музыкальном воспитании…. 8
1.3. Анализ методов моделирования при восприятии музыки…11
Глава 2. Практическое исследование особенностей развития
восприятия музыкальных произведений детей 6-7 лет
с использованием метода моделирования, как способ создания проблемной ситуации…16
Глава 3 Результативность опыта….22
Перспектива….23
Заключение…. 24
Список литературы….25
Приложение….26
Введение
“Творить – жить дважды”
А. Камю
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
По своей удивительной способности вызвать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью, рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой, так, чтобы соединить с ней душу (как с чем-то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.
Рационально описать музыкальное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Да и рациональная сторона творчества у каждого творца складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества». Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить [25]. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально-творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.
Наша задача состоит в том, чтобы поднять уровень культуру детей, для этого нужно вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.
С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов музыкального воспитания, его задач и организационных методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации музыкального воспитания является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в развитии творчества и в восприятии музыки.
Для развития у детей творческого мышления, познавательного умения и способностей создаются проблемные ситуации, которые в данной работе будут реализовываться при восприятии музыки детьми 6-7 лет.
Исходя из данной проблемы, была определена основная цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет.
Для решения поставленной цели обозначили следующие задачи.
Задачи:
1. Изучить влияние методов моделирования на развитие детей при восприятии музыки.
2. Изучение проблемных ситуаций при восприятии музыки детей 6-7 лет.
3. Выявление условий успешного развития восприятия музыкальных произведений с использованием методов моделирования.
4. Проведение экспериментальных исследований в области методов моделирования.
Предметом методической разработки – развитие музыкального восприятия детей 6-7 лет посредством методов моделирования.
Субъект – дети 6-7 лет
Гипотеза. Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысится интерес дошкольников к восприятию музыки посредством использования разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.
Заключение.
В процессе музыкальных занятий, при восприятии музыки, с использованием заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей, происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Нами была проанализирована научно-практическая литература по заявленной теме. Мы подробно ознакомились с современными точками зрения по данному вопросу, проанализировали рабочую программу по музыкальному воспитанию для детей старшего возраста. Разработали перспективно – тематическое планирование образовательных событий с включением методов моделирования, как способ создания проблемных ситуаций, продумали план совместной работы педагогов ДОУ и музыкального руководителя, а также план работы с родителями по данному вопросу. Разработали и провели собственную диагностику развития музыкального восприятия. Результатом нашей работы явилась положительная динамика музыкального развития детей 6-7 лет.
Т. о., заявленная нами гипотеза подтвердилась: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысился интерес дошкольников к восприятию музыки, посредством использования разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.
Список литературы
Айсонтас Б. Б Общая психология: Схемы. – М., 2002
Анцыпирович О. Н. ; Никашина Г. А. Игровая методика
Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыков у детей М., 1973
Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности.
Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» М., 1999
Ветлугина Н. А. ; Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1989
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981
Варданян Г. А. ; В. В. Давыдов Психолого – дидактические характеристики метода моделирования.
Выготский Л. С. Лекции по психологии.
Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка.
Давыдов В. В. ; Салмина Н. Г. Компоненты структуры метода моделирования.
Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации.
Дьяченко О. М. Методика обучения моделирования сказки.
Загвязинский В. И. Методология и методы психолого – педагогического исследования М., 2003.
Запорожец А. В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М., Воронеж: МОДЭК,2000
Костина Э. П. Камертон – М. ; Просвещение, 2004.
Манакова И. П. ; Салмина Н. Г. Мир звуков. Музыка Свердловск, 1991
Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол., 1989
Метлов Н. А. Музыка детям М., 1985.
Никашина Г. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2004
Пралеска: программа дошкольного образования. – Мн., 2007.
Радынова О. П. Слушаем музыку - М., 1990
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии П., 2000.
Скопинцева О. А. Развитие музыкально – художественного творчества старших дошкольников.
Сухомлинский В. А. О воспитании – М. : Школьная Пресса, 2003.
Теплов Б. М. психология музыкальных способностей М., 2004.
Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… творческое музицирование и законы бытия – М., 2003.
Тютюнникова Т. Э. Музыкальные узоры : точки и линии: донотная запись муз. / / муз. руководитель – 2006 №1
Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.
Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
Ходанович Л. С. Развитие музыкального творчества дошольников Мн., 2007.
Штофф В. А. Моделирование и философия М., 1966
Школяр Л. В. ; Школяр В. А. ; Критская Е. Д Музыкальное образование в школе.
Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. Аквариум. М., 1999