Юлия Гусарова
Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет
Департамент образования Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
«Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»
Методическая разработка
Выполнила:
Гусарова Ю. В.
Музыкальный руководитель
Публикация «Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
МДОУ д/с № 23 г. Ростова
Ярославской области
Содержание
Введение…. 3
Глава 1. Теоретические основы методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки
детьми 6-7лет
1.1 Восприятие музыки - основная деятельность в музыкальном воспитании детей…5
1.2. Основные проблемные ситуации, их сущность в музыкальном воспитании…. 8
1.3. Анализ методов моделирования при восприятии музыки…11
Глава 2. Практическое исследование особенностей развития
восприятия музыкальных произведений детей 6-7 лет
с использованием метода моделирования, как способ создания проблемной ситуации…16
Глава 3 Результативность опыта….22
Перспектива….23
Заключение…. 24
Список литературы….25
Приложение….26
Введение
“Творить – жить дважды”
А. Камю
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
По своей удивительной способности вызвать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью, рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой, так, чтобы соединить с ней душу (как с чем-то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.
Рационально описать музыкальное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Да и рациональная сторона творчества у каждого творца складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества». Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить [25]. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально-творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.
Наша задача состоит в том, чтобы поднять уровень культуру детей, для этого нужно вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.
С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов музыкального воспитания, его задач и организационных методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации музыкального воспитания является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в развитии творчества и в восприятии музыки.
Для развития у детей творческого мышления, познавательного умения и способностей создаются проблемные ситуации, которые в данной работе будут реализовываться при восприятии музыки детьми 6-7 лет.
Исходя из данной проблемы, была определена основная цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет.
Для решения поставленной цели обозначили следующие задачи.
Задачи:
1. Изучить влияние методов моделирования на развитие детей при восприятии музыки.
2. Изучение проблемных ситуаций при восприятии музыки детей 6-7 лет.
3. Выявление условий успешного развития восприятия музыкальных произведений с использованием методов моделирования.
4. Проведение экспериментальных исследований в области методов моделирования.
Предметом методической разработки – развитие музыкального восприятия детей 6-7 лет посредством методов моделирования.
Субъект – дети 6-7 лет
Гипотеза. Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысится интерес дошкольников к восприятию музыки посредством использования разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.
Заключение.
В процессе музыкальных занятий, при восприятии музыки, с использованием заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей, происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Нами была проанализирована научно-практическая литература по заявленной теме. Мы подробно ознакомились с современными точками зрения по данному вопросу, проанализировали рабочую программу по музыкальному воспитанию для детей старшего возраста. Разработали перспективно – тематическое планирование образовательных событий с включением методов моделирования, как способ создания проблемных ситуаций, продумали план совместной работы педагогов ДОУ и музыкального руководителя, а также план работы с родителями по данному вопросу. Разработали и провели собственную диагностику развития музыкального восприятия. Результатом нашей работы явилась положительная динамика музыкального развития детей 6-7 лет.
Т. о., заявленная нами гипотеза подтвердилась: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысился интерес дошкольников к восприятию музыки, посредством использования разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.
Список литературы
Айсонтас Б. Б Общая психология: Схемы. – М., 2002
Анцыпирович О. Н. ; Никашина Г. А. Игровая методика
Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыков у детей М., 1973
Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности.
Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» М., 1999
Ветлугина Н. А. ; Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1989
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981
Варданян Г. А. ; В. В. Давыдов Психолого – дидактические характеристики метода моделирования.
Выготский Л. С. Лекции по психологии.
Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка.
Давыдов В. В. ; Салмина Н. Г. Компоненты структуры метода моделирования.
Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации.
Дьяченко О. М. Методика обучения моделирования сказки.
Загвязинский В. И. Методология и методы психолого – педагогического исследования М., 2003.
Запорожец А. В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М., Воронеж: МОДЭК,2000
Костина Э. П. Камертон – М. ; Просвещение, 2004.
Манакова И. П. ; Салмина Н. Г. Мир звуков. Музыка Свердловск, 1991
Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол., 1989
Метлов Н. А. Музыка детям М., 1985.
Никашина Г. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2004
Пралеска: программа дошкольного образования. – Мн., 2007.
Радынова О. П. Слушаем музыку - М., 1990
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии П., 2000.
Скопинцева О. А. Развитие музыкально – художественного творчества старших дошкольников.
Сухомлинский В. А. О воспитании – М. : Школьная Пресса, 2003.
Теплов Б. М. психология музыкальных способностей М., 2004.
Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… творческое музицирование и законы бытия – М., 2003.
Тютюнникова Т. Э. Музыкальные узоры : точки и линии: донотная запись муз. / / муз. руководитель – 2006 №1
Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.
Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
Ходанович Л. С. Развитие музыкального творчества дошольников Мн., 2007.
Штофф В. А. Моделирование и философия М., 1966
Школяр Л. В. ; Школяр В. А. ; Критская Е. Д Музыкальное образование в школе.
Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. Аквариум. М., 1999