Приложение МААМ

Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет

Юлия Гусарова
Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет

Департамент образования Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

«Метод моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6-7 лет»

Методическая разработка

Выполнила:

Гусарова Ю. В.

Музыкальный руководитель

Публикация «Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет» размещена в разделах

МДОУ д/с № 23 г. Ростова

Ярославской области

Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Теоретические основы методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки

детьми 6-7лет

1.1 Восприятие музыки - основная деятельность в музыкальном воспитании детей…5

1.2. Основные проблемные ситуации, их сущность в музыкальном воспитании…. 8

1.3. Анализ методов моделирования при восприятии музыки…11

Глава 2. Практическое исследование особенностей развития

восприятия музыкальных произведений детей 6-7 лет

с использованием метода моделирования, как способ создания проблемной ситуации…16

Глава 3 Результативность опыта….22

Перспектива….23

Заключение…. 24

Список литературы….25

Приложение….26

Введение

“Творить – жить дважды”

А. Камю

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

По своей удивительной способности вызвать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью, рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой, так, чтобы соединить с ней душу (как с чем-то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.

Рационально описать музыкальное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Да и рациональная сторона творчества у каждого творца складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества». Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить [25]. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;

- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально-творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

- повышено внимание общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.

Наша задача состоит в том, чтобы поднять уровень культуру детей, для этого нужно вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов музыкального воспитания, его задач и организационных методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации музыкального воспитания является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в развитии творчества и в восприятии музыки.

Для развития у детей творческого мышления, познавательного умения и способностей создаются проблемные ситуации, которые в данной работе будут реализовываться при восприятии музыки детьми 6-7 лет.

Исходя из данной проблемы, была определена основная цель работы: обоснование роли методов моделирования, как способ создания проблемной ситуации на развития восприятия музыки детей 6-7 лет.

Для решения поставленной цели обозначили следующие задачи.

Задачи:

1. Изучить влияние методов моделирования на развитие детей при восприятии музыки.

2. Изучение проблемных ситуаций при восприятии музыки детей 6-7 лет.

3. Выявление условий успешного развития восприятия музыкальных произведений с использованием методов моделирования.

4. Проведение экспериментальных исследований в области методов моделирования.

Предметом методической разработки – развитие музыкального восприятия детей 6-7 лет посредством методов моделирования.

Субъект – дети 6-7 лет

Гипотеза. Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысится интерес дошкольников к восприятию музыки посредством использования разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.

Заключение.

В процессе музыкальных занятий, при восприятии музыки, с использованием заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей, происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Нами была проанализирована научно-практическая литература по заявленной теме. Мы подробно ознакомились с современными точками зрения по данному вопросу, проанализировали рабочую программу по музыкальному воспитанию для детей старшего возраста. Разработали перспективно – тематическое планирование образовательных событий с включением методов моделирования, как способ создания проблемных ситуаций, продумали план совместной работы педагогов ДОУ и музыкального руководителя, а также план работы с родителями по данному вопросу. Разработали и провели собственную диагностику развития музыкального восприятия. Результатом нашей работы явилась положительная динамика музыкального развития детей 6-7 лет.

Т. о., заявленная нами гипотеза подтвердилась: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли положительные изменения в музыкальном развитии в целом, и в частности. Повысился интерес дошкольников к восприятию музыки, посредством использования разработанной образовательной деятельности на основе методов моделирования.

Список литературы

Айсонтас Б. Б Общая психология: Схемы. – М., 2002

Анцыпирович О. Н. ; Никашина Г. А. Игровая методика

Асафьев Б. В. О музыкально – творческих навыков у детей М., 1973

Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности.

Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова» М., 1999

Ветлугина Н. А. ; Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.

Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1989

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981

Варданян Г. А. ; В. В. Давыдов Психолого – дидактические характеристики метода моделирования.

Выготский Л. С. Лекции по психологии.

Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка.

Давыдов В. В. ; Салмина Н. Г. Компоненты структуры метода моделирования.

Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации.

Дьяченко О. М. Методика обучения моделирования сказки.

Загвязинский В. И. Методология и методы психолого – педагогического исследования М., 2003.

Запорожец А. В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М., Воронеж: МОДЭК,2000

Костина Э. П. Камертон – М. ; Просвещение, 2004.

Манакова И. П. ; Салмина Н. Г. Мир звуков. Музыка Свердловск, 1991

Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол., 1989

Метлов Н. А. Музыка детям М., 1985.

Никашина Г. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2004

Пралеска: программа дошкольного образования. – Мн., 2007.

Радынова О. П. Слушаем музыку - М., 1990

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии П., 2000.

Скопинцева О. А. Развитие музыкально – художественного творчества старших дошкольников.

Сухомлинский В. А. О воспитании – М. : Школьная Пресса, 2003.

Теплов Б. М. психология музыкальных способностей М., 2004.

Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… творческое музицирование и законы бытия – М., 2003.

Тютюнникова Т. Э. Музыкальные узоры : точки и линии: донотная запись муз. / / муз. руководитель – 2006 №1

Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.

Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

Ходанович Л. С. Развитие музыкального творчества дошольников Мн., 2007.

Штофф В. А. Моделирование и философия М., 1966

Школяр Л. В. ; Школяр В. А. ; Критская Е. Д Музыкальное образование в школе.

Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. Аквариум. М., 1999

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект занятия по рисованию «Заколдованные сказки», с использованием приёма моделирования с детьми подготовительной группыКонспект занятия по рисованию «Заколдованные сказки», с использованием приёма моделирования с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для развития творческих способностей в рисовании. Задачи: - учить детей передавать в рисунке сюжет знакомой сказки;.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками» Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет
Опубликовано: 27 октября 2021 в 18:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод моделирования как способ создания проблемной ситуации при восприятии музыки детьми 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гусарова (УИ 411233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД