Приложение МААМ

Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста

Лилия Сидельникова
Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста
▼ Скачать + Заказать документы

Всем известно, что русский язык - предмет сложный. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ я начинаю вести уже с 5 класса. На уроках русского языка уделяю большое внимание комплексному языковому анализу текста.

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Публикация «Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста» размещена в разделах

Как самая крупная языковая единица – текст, интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке, как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться : это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Цели и задачи:

формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

формирование у учащихся мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ;

обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;

формирование навыков комплексного анализа текста;

углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

формирование речевой и коммуникативной компетентности.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся :

владеть нормами литературного языка и грамотного письма;

анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

обогащать свой лексический запас, умело пользуясь

словарями разных типов;

приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала я подбираю тексты различного уровня сложности.

На изучение буквы з - с на конце приставок;

Правописание приставок пре - при-;

Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.

Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (9,11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи по русскому языку в форме ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста я уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала по многим разделам русского языка.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

Текст № 1

Сказка о фольклоре) это ус…ный рас…каз о выдума (н, нн)ом событии) носящий фантастический, пр…ключенческий и анекдотический характер.

В…зникает она) разумеет…ся) не в бе…воздушном пр…странстве, ее материал – вполне реальная действительность) и населена она не только фантастическими персонажами) а достаточно д…стоверными мужиками) солдатами) и попами.

…И вот оказываемся мы в (не)котором царстве-государстве) где на краю дремучего леса пр…тулилась (не)большая деревенька.

И уже на краю той глухой деревеньк… стоит изба) пок…сившаяся (от) времени) в которой ж…вут старик со старухой и три их сына.

Двое сыновей обыч)ные парни.

А третий) Иван-дурак.

И (не)знают в деревне) что в…ляется он на печи лишь до поры (до)времени) ожидая настоящего дела.

А п…является настоящее дело) встает он с печи и решает п…ставле (н,нн)ую задачу.

И н…кому это …делать) кроме з…печного Иванушки с (не)выявле (н,нн)ыми и (не)ра…траче (н,нн)ыми по пустякам силами.

(по С. Наровчатову)

Вопросы, предлагаемые для комплексного анализа текста №1.

Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип и речи.

Определите главную мысль данного текста.

Выпишите и сгруппируйте из текста слова на следующие орфограммы:

o правописание приставок в русском языке;

o буквы з - с на конце приставок;

o правописание н и нн в суффиксах причастий;

o правописание не с прилагательными, причастиями и глаголами.

Найдите в данном отрывке 2-3 слова, в которых букв больше, чем звуков.

Подберите антонимы к словам:

o покосившаяся;

o действительность;

o изба;

o валяется.

Объясните графически постановку знаков препинания в 2, 4, 7 предложениях.

Найдите в тексте 2-3 слова, в которых нет окончаний.

Найдите в тексте три изобразительно-выразительные средства и объясните их роль.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Как вы себе представляете нынешнего Ивана Царевича?».

Текст № 2

Почему телевизор частич)но выт…сняет книгу?

Да потому) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую (то) передачу, сесть поудобнее) чтобы вам (н)чего не мешало) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее) и вы поймете) что есть много книг) без которых нельзя жить) которые важнее и интереснее) чем многие передачи.

Я не говорю) перестаньте смотреть телевизор.

Но я говорю) смотрите с выбором.

Определите сами свой выбор) сообразуясь с тем) какую роль пр…обрела выбра (н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры) чтобы стать классикой.

Это значит) что в ней что (то) существенное есть

А может быть) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (По Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

Определите тип и стиль речи.

Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4,5.

Подберите синонимы к словам:

o классика;

o повседневный;

o сообразуясь.

Продолжите синонимичный ряд.

Текст № 3

Я опять остаюсь один) все думая о Митрофане.

Это был высокий и худой) но хорошо сложе (н,нн)ый мужик) легкий на ходу и стройный) с (не)большой головой и с бирюзово)серыми, живыми глазами.

Зиму и лето его дли (н,нн)ые ноги были а (к,кк)уратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький) изорва (н,нн) полушубок.

На голове у него всегда была самодельная заяч)я шапка шерстью внутрь.

И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветре (н,нн)ое лицо) с облупившимся носом и ре…кой боро…кой!

Это был след…пыт, настоящий лесной крестьян) охотник) в котором все производило цельное впеч…тление) и фигура) и шапка) и запах курной избы) и одностволка.

По…вляясь на пороге моей комнаты) и выт…рая полою полушубка мокрое от метели лицо) оживленное бирюзовыми глазами) он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.

(по И. Бунину, рассказ «Сосны»)

Задания для комплексного анализа текста

1. Озаглавьте данный текст, определите тему и главную мысль отрывка.

2. Определите тип и стиль речи.

3. Напишите сочинение-описание внешности человека «Мой близкий друг» (8-10 предложений).

4. Определите лексическое значение слов: онучи, курная изба. Дайте определение диалектным и устаревшим словам.

5. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв объясните причину.

6. Найдите в предложении №3 словосочетание со связью управление.

7. Укажите в тексте сложные прилагательные. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных.

8. Выпишите из текста 5 местоимений, укажите их разряд.

9. Объясните графически знаки препинания в предложении № 6.

10. Укажите в тексте не менее трех изобразительно-выразительных средств и объясните их роль.

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Игра «Брейн-ринг» по русскому языку и литературе для учащихся 5–11 классов (фрагменты) Условие игры. В игре участвуют 4 команды из 8 учащихся (5-11 классы). В классе 4 стола, на каждом из них настольная лампа. Команды выбирают.

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный» ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА ЦЕЛИ: 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе; 2) развивать.

Конспект мастер-класса для учащихся 5 и 6 класса «Поделки своими руками» Конспект мастер-класса на тему «Поделки своими руками». Подготовила : Надеина Светлана Викторовна учитель технологии высшей категории.

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова» Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Учитель УВК «Арман» Любомир О. В. Г. Алматы, Казахстан Тема: Составление текста.

Методика подготовки к отдельным видам Олимпиады по плаванию Соревнования, олимпиада – удачная форма приобщения детей к спорту, интересная и полезная и детям, и взрослым. Такие спортивные праздники.

Разноуровневые задания по русскому языку. 4 класс. Разноуровневые задания по русскому языку. 4 класс. (умк любой) При составлении разноуровневых заданий нужно учитывать уровни сформированности.

Викторина по английскому языку для учащихся 7 класса «Что ты знаешь о Лондоне?» Викторина «What do you know about London?» («Что ты знаешь о Лондоне?») Класс: 7 Цели мероприятия: Обучающая: • расширение лингвистического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста
Опубликовано: 2 марта 2017 в 10:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Сидельникова (УИ 1086832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД