МААМ-картинки

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды».

Авилкина Людмила Игоревна
«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды».

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Публикация «„Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды“,» размещена в разделах

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.

Закономерности усвоения родной речи состоят в том, что речь усваивается интуитивно в процессе развития ряда способностей :

1. Способность заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации и слышать их.

2. Способность соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. пониамть их как смысловые элементы речи.

3. Способность соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их.

4. Способность запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планировании поведения человека.

Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы : метод имитации (подражание, метод упражнений, метод экспериментирования, метод игры (например, игра-инсценировка).

К словесным методам относят рассказ, беседу, дискуссию, работу с книгой, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

Во взаимосвязи со словесными активно используются наглядные методы, подразделяющиеся на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий) и методы демонстраций (приборов, опытов, технических установок, кинофильмов).

Практические методы применяются в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В результате они выполняют подготовительную работу : разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу.

На открытом развлечении «Добрые сказки – наши друзья» мною были использованы наглядные, словесные и практические методы обучения.

Наглядные: сказочный герой Баба Яга, иллюстрации с изображением сказочных героев на экране, игрушки-животные.

Словесные: беседа на тему «Добро побеждает зло», стихи-загадки к сказкам, пословица «Мир не без добрых людей».

Практические: физминутка «Репка», танцевальная пауза «От улыбки», преодоление преград (шли по мостику через речку, перепрыгивали овраг, по кочкам преодолевали болото, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривается обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах должны быть оформлены центры речевой активности.

1. Уголок для театральных игр.

2. Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

3. Книжный уголок.

4. Уголок сенсорно – моторного развития.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : картотеки и пособия для проведения артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, так же является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОУ и в приемных групп;

консультации и индивидуальные беседы с родителями: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;

• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;

• практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• проведение родительских собраний;

• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т. д.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.

Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных частей - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком.

Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка.

Публикации по теме:

Система методической работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ зимойСистема методической работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ зимой Система методической работы нашего ДОУ направлена на обогащение развивающей предметно-пространственной среды (далее- РППС) не только в здании,.

Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ В нашем учреждении создана Ресурсная площадка по развитию социально-педагогической культуры родителей. В своей деятельности Ресурсная площадка.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевой уголок «Говоруша»Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевой уголок «Говоруша» «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевого уголок «Говоруша» Цель речевого уголок «Говоруша» средней группы - обеспечивать.

Деятельность воспитателя по организации предметно-развивающей среды в старшей группе Деятельность воспитателя по организации предметно – развивающей среды в старшей группе Свою работу по созданию предметно-развивающей среды.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс.

Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,.

Методическая разработка «Инновационный подход к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ» В настоящее время уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ. Поэтому музыкальные руководители стремятся.

Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Методические рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Созданию предметно-развивающей среды.

План самообразования «Формы и методы работы с родителями в ДОУ по ФГОС» Цель : Освоение форм и методов работы с родителями по ФГОС для создания единого образовательного пространства детский сад – семья. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды».
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 19:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД