МААМ-картинки

Межвозрастное взаимодействие дошкольников как средство их социализации

Наталья Рыбникова
Межвозрастное взаимодействие дошкольников как средство их социализации

«Межвозрастное взаимодействие дошкольников

как средство их социализации»

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Публикация «Межвозрастное взаимодействие дошкольников как средство их социализации» размещена в разделах

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация межвозрастного общения.

Межвозрастное общение – процесс установления контактов детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования. Важность межвозрастного общения определяется еще и тем, что в сегодняшней социальной ситуации, многие семьи неполные, или имеют одного ребенка. Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, могут проявляться негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается атмосфера изолированности и незащищенности.

Разрабатывая данную практику, мы рассматривали межвозрастное общение как сотрудничество детей разного возраста. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом, так как старшие дети передают свой опыт младшим. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Специфика маленького детского сада помогает нам в реализации задач по межвозрастному общению дошкольников. Цель: обогащение социального опыта дошкольников средствами межвозрастного общения и создание условий для их личностного и социального развития.

Нашей задачей на данном этапе является формирование социальных навыков дошкольников через межвозрастное взаимодействие, таких как:

- умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста;

- проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;

- умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия : способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т. д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения;

- умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

В процессе работы над данной практикой мы основывались на методику, которую предлагают авторы Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». На первом этапе нами была проведена встреча воспитателей младшей и старшей групп, на которой мы разработали перспективный план сотрудничества детей, определили сроки, методы и формы работы. Мы соотнесли циклограммы групп младшего и старшего дошкольного возраста и определили временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых. Это встречи на прогулках и общение в утренние и вечерние отрезки времени. Так же была проведена работа с родителями двух групп. В ходе анкетирования родителей мы узнали особенности поведения и деятельности детей вне детского сада. На родительском собрании мы познакомили родителей с основными задачами, направлениями и формами межвозрастного взаимодействия детей двух групп.

Мы разработали для себя модель организации межвозрастного общения и его основные принципы:

- Общение младших и старших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по частоте (не более 3-4 раз в месяц).

- Старшие общаются с младшими исключительно добровольно, их действия одобряются педагогами, а также сообщается родителям. Младшие могут уклониться от общения.

- Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным детям.

- В ходе общения степень зависимости старших и младших партнеров друг

от друга должна усложняться.

Взаимодействие старших дошкольников и детей младшего возраста было организовано по нескольким направлениям:

1. Художественно-эстетическое развитие

Совместное проведение театрализованной деятельности: различные инсценировки, спектакли, кукольные театры, концертная деятельность для детей и родителей (и вместе с родителями) в детском саду. Организация выставок детского творчества, совместные праздники и развлечения.

2. Познавательное развитие

Межвозрастное общение на совместных мероприятиях, экспериментирование, проектная деятельность, закрепление познавательного материала в познавательно-игровой деятельности. Совместное оформление памяток и папок-передвижек, фотовыставок и фотоотчетов.

3. Физическая культура и здоровье

Совместные дни здоровья, спортивные праздники и развлечения, ежедневная утренняя гимнастика и оздоровительный бег на свежем воздухе в теплый период года.

4. Игровая деятельность

Совместные подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Игровая деятельность, являясь основой межвозрастного общения проводилась в несколько этапов. При первом знакомстве старшие дети принесли малышам свои игрушки, познакомили с ними, показали игровые действия с ними. В своей работе мы использовали игры-ситуации «Кукла идет гулять», «Зайка ждет гостей», «Сломалась машина», «Музыканты» и другие образовательные ситуации. Старшие дети показывали примеры игровых действий с игрушками. Большое удовольствие детям доставляли подвижные игры, игры-забавы «Мыльные пузыри», «Солнечные зайчики», при проведении хороводных игр старшие дети помогали малышам ходить по кругу, взявшись за руки.

Использование в межвозрастном общении дошкольников дидактических игр обусловлено тем, что в них есть правила, которые нужно соблюдать. В такой ситуации старшие дети вынужденно попадали в позицию организаторов и старались объяснить правила еще до начала игры, повторяли их еще несколько раз в ходе игры, поэтому число нарушений резко уменьшалось, в отличии от игры, когда играли дети одного возраста. В результате таких игр проявлялись организаторские умения детей: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрастал контроль, появлялась сопричастность к игре другого в форме поддержки и помощи. Наблюдая за свободной игровой деятельностью, мы сделали выводы и о значимости авторитета старшего для младшего, и о том, насколько старшие дети готовы общаться, делиться чем-то, заботиться. Больше инициативы и желания помочь малышам проявили девочки. Мальчики присоединились к ним позже, увидев значимость и результативность этой деятельности.

Следующим этапом в нашей работе стала театрализованная деятельность. Мы привлекли старших детей к постановке небольших театрализованных представлений, с использованием костюмов и атрибутов. Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Здесь мы включали такие виды деятельности:

– Старшие дети показывали малышам концерты из номеров, которые они выучили для праздников.

– Драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.

Маленькие зрители с удовольствием смотрели сказки и пришли с ответным театрализованным представлением «Репка».

- Организация совместного рисования и лепки по мотивам произведений или для сказочных героев («Домик лисицы», «Морковка для зайки»).

– Проигрывание элементов театральных действий с применением атрибутов под руководством сказочного героя (ребенок старшего возраста).

Затем мы начинали привлекать дошкольников к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Доверяли старшим ребятам оказывать малышам помощь при одевании на прогулку, т. к. малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям. Старшие дети дублировали индивидуальные инструкции воспитателя и помогали их выполнять, называя одежду и проговаривая порядок одевания. На данном этапе мы использовали опыт двух предыдущих этапов – игрового и театрального. К сожалению, привлекать детей старшей группы именно для этой помощи мы могли только в период каникул и в летнее время. С участием детей старшего возраста мы организовывали дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков. Также на этом этапе осуществлялось привлечение героев сказки (ребенок старшего возраста в костюме) для создания эмоционально привлекательного образа для подражания при выполнении режимных моментов. Доктор Айболит пришел проверить чистоту рук. А Незнайку самого надо научить мыть руки.

Важным шагом к налаживанию общения было изготовление подарков для малышей. Эта работа требовала от старших детей несколько больших усилий, чем участие в концертах. Цель работы – учить старших доставлять радость другим, дать им возможность почувствовать себя взрослыми и умелыми; способствовать появлению у младших симпатии и интереса к старшим и готовности общаться с ними и по другим поводам. Сформулируем несколько правил:

– Изготовление подарков должно быть достаточно легким и быстрым и давать детям возможность реализовать свои индивидуальные умения.

– Подарки должны быть такими, чтобы с ними можно было играть.

В качестве подарков использовали предметы, изготовленные старшими детьми на занятиях по конструированию, художественному труду (веер, домик, птица из сосновой шишки и т. п.). Обычно такие поделки хранятся в группе некоторое время, но достаточно быстро дети теряют к ним интерес и охотно соглашаются подарить их малышам. Дети старшей группы не только рассказали, но и показали, как можно играть с подарками. Подарки предназначались и для совместных игр и каждому ребенку индивидуально.

Пешие прогулки и помощь в одевании детей младшей группы организуются один раз в неделю. Основополагающей целью пеших прогулок является формирование гуманистической направленности поведения дошкольников. Например, при проведении первых прогулок дети учились ходить парами, не отпуская руки своего товарища. Это рождало у младших ощущение безопасности, а у старших – чувство ответственности за тех, кто слабее. На следующих прогулках старшие дети следили за безопасным передвижением малышей: помогали им перешагивать через лужи и спускаться со ступенек. После прогулки воспитатели обсуждали с детьми ее результаты: что понравилось? что нет? что хотелось бы изменить? что более всего запомнилось? Взрослые заметили, что после таких прогулок дети обеих групп стали теснее общаться, появились новые друзья, старшие начали относиться к младшим осмотрительнее, заботиться о них, не обижали их и даже предотвращали ссоры между малышами.

Хорошим стимулом для межвозрастного взаимодействия явилась «Доска общения» (мы использовали магнитную доску, расположенную в общем коридоре). Она была организована для невербального общения в форме письменных сообщений и рисунков. Сообщения появлялись самые разные, от рисунков, схем, смайликов до слов и связаны они были с событиями, праздниками, сезонными изменениями, новостями, приглашениями в группу.

В нашей группе был открыт клуб «Лего – конструирования». Мы выбрали наиболее приемлемую форму организации обучения младших дошкольников конструированию - конструирование по образцу. Старшие дети предлагали образцы собственных построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. В клубе принимают участие дети из разных возрастных групп и взрослые: родители и педагоги детского сада.

Технология «Мастер – класс» стала неотъемлемой частью нашей практики. Старшие дошкольники с большим интересом и желанием готовились к «мастер-классам». Темы, виды деятельности помогали спланировать и подготовить воспитатели и родители. В ходе этой технологии дети старшей группы предлагали малышам самые разные занятия: разучивали песенки и танцы, пальчиковую гимнастику, занимались продуктивными видами деятельности, учили рисовать нетрадиционными техниками.

Заключением сотрудничества детей в течение года, стало поздравление от малышей на балу выпускников детского сада, где они перенимали эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.

Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста способствовал не только их успешной социализации, но и помогал развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становилось более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимали свою значимость, это способствовало формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята становились более внимательными и ответственными, что способствовало формированию школьной готовности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межвозрастное взаимодействие дошкольников как средство их социализации
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 06:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД