Лучший педагог года

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОВЗ

Елена Бабарико
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОВЗ

В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта. Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия затягивается из-за сопутствующей речевой патологии, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Дети данной категории плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы. Особенно страдает связная речь. Отмечаются трудности развернутых высказываний. Экспрессивная речь детей отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную ситуативную речь, не может сам правильно составить связное речевое высказывание.

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок, часто наблюдаются у детей смысловые пропуски, повторы, затруднения в подборе необходимых слов. Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными.

Существует эффективный прием работы на основе мнемотехники (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате обозначает одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, где изображение обозначает одно слово или словосочетание. Мнемотаблицы также несут обучающую информацию, но в большом объеме. Когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов.

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

• соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают двух видов :

1. Обучающие - содержат познавательный материал;

2. Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать :

• для ознакомления детей с окружающим миром;

• при заучивании стихов;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составу числа;

• при воспитании культурно-гигиенических навыков;

• при воспитании навыков самообслуживания;

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

В коррекционной работе с детьми по развитию связной речи мы используем для пересказа русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» и другие, применяя разные виды мнемотехники, позволяющие детям понять логику сказок.

Рисование книжки-раскладушки тоже относится к разновидности мнемотехники, потому что это тоже метод быстрого рисунка, который рисует взрослый по мере рассказывания - здесь также зарисовывается каждое предложение. Рисунок может быть выполнен заранее наполовину взрослым, а ребенок по мере рассказывания может только подрисовывать отдельные детали. Например, в предложении «У кота Васьки пушистая серенькая шубка» - ребенок ваткой смоченной в серой краске рисует шерстку. А на следующей странице - «У Васьки зеленые глазки» - закрашивает зеленой краской глаза.

Всё это привлекает внимание детей, вызывает интерес к происходящему, помогает запомнить информацию.

В своей работе прием мнемотехники используем не только при пересказе, составлении коротких рассказов, заучивании стихотворений и песен. Наглядные модели мы используем в разных проектах в поисково-исследовательской деятельности при составлении рефлексивных сообщений детей о своих исследованиях.

В рамках реализации тем проектов «Там, где всегда мороз», «Путешествие в жаркие страны», «Животные наших лесов», «Снова птицы в стаи собираются», «У бабушки в деревне» и др. используем схемы, которые помогают им рассказать о жизни животных в разных климатических условиях и временных поясах.

В ходе реализации проектов о временах года («Краски Осени» «Зимушка-Зима», «Зимние забавы и праздники», «К нам весна шагает» и др.) предлагаем разные мнемотаблицы по описанию и нахождению признаков определенного времени года.

Реализуя темы образовательной деятельности («Что нам осень подарила», «Как хлеб попадает на стол человека?», «Богатый мир растений» и др.) используем схемы, способствующие узнать особенности произрастания растений в природе и их использования в жизни человека.

В рамках проведения таких тем, как: «В мире игрушек», «Знаки вокруг нас», «Предметы ближайшего окружения» и др. используем следующие модели, помогающие определить свойства, качества и назначение предметов.

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 11:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД