Лучший педагог года

Модель организации сюжетного конструирования с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Мария Абрамкина
Модель организации сюжетного конструирования с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания

Аннотация: Конструирование не только оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка раннего возраста, но и помогает облегчить период адаптации в условиях кратковременного пребывания. В данной статье автор раскрывает вопрос организации сюжетного конструирования на основе литературных произведений с детьми от 1,5 до 2,5 лет.

Ключевые слова: ранний возраст, сюжетное конструирование, строительный материал, адаптация, группа кратковременного пребывания.

Публикация «Модель организации сюжетного конструирования с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания» размещена в разделах

В период адаптации очень важно создавать благоприятную эмоциональную атмосферу. Дети раннего возраста, приходя в детский сад, получают первый опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Мы считаем, что одним из условий обогащения такого опыта является организация сюжетного конструирования, цель которого в условиях группы кратковременного пребывания (ГКП) не только всестороннее развитие способностей ребенка, но и помощь ему в адаптации к новым условиям. Это стимул, благодаря которому ребенок переключается с негативных эмоций, вызванных разлукой с мамой, на позитивные. Такой стимул задает педагог, привлекая ребенка к игре или другой совместной деятельности. Особенно это актуально для ГКП, так как новые дети приходят в течение всего учебного года. Как показывает опыт, новые дети с удовольствием подключаются к продуктивной деятельности, совместная игра вызывает положительные эмоции и радость. Привлечь внимание малышей можно с помощью игрушки-персонажа, а потом увлечь деятельностью, например, сюжетным конструированием, в процессе которого происходит развитие речи, сенсорных способностей, моторики, эмоциональной сферы. Наши малыши часто слышат, что они «идут в сказку», потому что «Сказка» - это название структурного подразделения, в котором находится наша ГКП. Это подтолкнуло нас к идее планирования и апробации модели сюжетного конструирования на основе литературных произведений (Схема 1) :

Схема 1.

Модель организации сюжетного конструирования на основе литературных произведений в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста

выбор литературного произведения

планирование работы

с определением базовых видов деятельности

выделение объектов для продуктивной деятельности

выбор материала и техники изобразительной деятельности

подбор необходимых деталей конструктора и персонажей

организация конструирования с обыгрыванием

организация изобразительной деятельности

сохранение построек и продуктов изобразительной деятельности

сбор объектов в общую композицию,

обыгрывание сюжета литературного произведения

Рекомендуемая периодичность: 2 раза в месяц. Продолжительность: 2-4 дня (зависит от содержания произведения, выбранных форм и поставленных задач).

Вариант планирования работы мы приводим в Таблице 1.

Таблица 1.

«Маша и медведь», обр. М. Булатова. Продолжительность 3 дня.

1-й день. Чтение художественной литературы: сказка «Маша и медведь»

2-й день. Конструирование. Воспитатель предлагает детям построить дом для медведя. Дети «помогают», по просьбе воспитателя, берут детали и ставят на указанное место. Затем обыгрывается сюжет, как медведь радуется новому дому.

Оборудование: игрушка медведь; строительный материал (кубики, кирпичики, пластина, треугольная призма или конус).

Результат: дом для медведя.

3-й день. Конструирование. Воспитатель предлагает рассмотреть, из каких частей состоит стул (сиденье, спинка и ножки) и стол (крышка, ножки, затем предлагает построить стул и показывает последовательность действий (строит стул для медведя) : берет кубик ставит его на стол, потом берет кирпичик и ставит его узкой короткой стороной. Воспитатель строит стол и ставит стул рядом. Предлагает каждому ребенку построить стульчик для Маши. По мере выполнения детьми обыгрывается сюжет : Маша садится на стульчик и радуется.

Оборудование: игрушки медведь и кукла Маша (медведь больше Маши); строительный материал (кубики, кирпичики)

Результат: стол, стул большой, стулья маленькие.

3-й день. Игра «Маша в гостях у медведя».

Обыгрывание сюжета сказки на основе композиции: дом, стол, стулья.

В. Сутеев «Кто сказал «мяу?». Продолжительность 4 дня.

1-й день. Чтение сказки «Кто сказал «мяу?», рассматривание иллюстраций.

2-й день. Конструирование. Воспитатель предлагает построить домик для собаки и забор для петуха. Дети, берут детали и ставят на указанное место. Обыгрывается сюжет, как собака радуется новому домику, а петух заборчику.

Оборудование: игрушки собака и петушок; строительный материал (кубики, кирпичики, пластина, треугольная призма или конус).

Результат: дом (будка) для собаки, заборчик для петуха.

3-й день. Аппликация «Пруд» с рыбками и лягушкой (коллективная работа).

4-й день. Игра «Приключения щенка». Обыгрывание сюжета сказки на основе композиции: дом для собаки, забор для петуха, пруд с рыбками и лягушкой.

Ранний возраст – это время, когда малыш с помощью взрослого начинает активно постигать окружающий мир. В процессе сюжетного конструирования мы учим детей рассматривать образец постройки, по показу повторять и строить, затем обыгрывать постройку, объединять отдельные объекты на основе сюжета. В этот момент возникает необходимость общения со взрослыми и сверстниками, закладываются основы игровой деятельности. Наш опыт показывает, что с помощью сюжетного конструирования можно создать условия для благоприятной адаптации детей раннего возраста в условиях кратковременного пребывания. Когда дети вовлекаются в деятельность, они легче переживают разлуку с мамой, проникаются доверием к педагогу, постепенно учатся взаимодействовать со сверстниками. В целом мы отмечаем заметное улучшение общего эмоционального фона, что позитивно сказывается не только на адаптации, но и на социализации каждого ребенка в группе.

Источники:

• Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3лет. - Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2018.

• Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика - Синтез, 2017 г.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Группа кратковременного пребывания «Малышок».Группа кратковременного пребывания «Малышок». Добрый вечер,уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать о группе кратковременного пребывания которая функционирует в нашем ДОО. Группа.

Из опыта работы группы кратковременного пребыванияИз опыта работы группы кратковременного пребывания Проблема с которой сталкиваются и родители и педагоги при поступлении ребёнка в детский сад, является адаптации малыша к новой среде.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка раннего младшего возраста в детский садик, является.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Перспективный план работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания «Кроха» Октябрь 1. Вторник 1 Первичный прием детей. «Здравствуйте, я пришел!» Показ шкафчиков. Беседа с родителями, показ игровой и спальной комнаты,.

План работы группы кратковременного пребывания с детьми 2.6–3 года Приветствие: «Здравствуйте» Цель: установить эмоциональный контакт с детьми; развивать коммуникативные навыки; настроить на позитивное восприятие.

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» Пояснительная записка 3 1. Целевой раздел 3 Новизна Программы 4 Актуальность программы 4 Практическая значимость 4 Особенность программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель организации сюжетного конструирования с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания
Опубликовано: 24 июня 2020 в 22:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД