МААМ-картинки

Музыкально-дидактические игры для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста (старшая группа)

Елена Горшенина
Музыкально-дидактические игры для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста (старшая группа)

Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №163 ОАО «РЖД»

«Музыкально-дидактические игры для развития

вокально-хоровых навыков дошкольного возраста»

(старшая группа)

Музыкальный руководитель :

Горшенина Е. Н.

Новосибирск 2022

1.

Название/ Источник игры Задачи игры Ход проведения игры Рекомендации

«Качели»

М. А. Давыдова

Публикация «Музыкально-дидактические игры для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста (старшая группа)» размещена в разделах

«Музыкальное воспитание в детском саду»

Формировать непринужденность звукообразования, легкость и полётность голоса. Развивать интонационный и фонетический слух, умение управлять своим голосом так, чтобы ребёнок попеременно пропевал то высокие, то низкие звуки, не фиксируя четко их высоту (глиссандо-скольжение) Музыкальный руководитель показывает детям картинку с качелей, просит детей представить себе, как они двигаются. Дети могут показать движение качелей рукой: то вверх, то вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например: слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше, помогая движением руки. Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его.

Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.

Качели на веревочках (глиссандо на протяжении всей фразы идет вверх)

Понравились девчоночкам (глиссандо вниз)

И мальчики довольны: (глиссандо вверх)

Все покачались в волю. (глиссандо вниз)

После некоторого опыта в исполнении попевки приемом «глиссандо», задание можно усложнить, сделав «дробление» фразы на две части.

2.

Название/ Источник игры Задачи игры Ход проведения игры Рекомендации

«Музыкальный полет»

«Парные жужжалочки»

Т. Рогаткина «Музыка – образ – игра - обучение»

Сб. Музыкальный руководитель.

(моя интерпретация)

Формировать звуковысотный, тембровый слух. Развивать чистоту интонации у детей, в пропевании звуков и несложных мелодий. Создать игровые ситуации, активизирующие вокальные и творческие проявления детей.

У каждого ребенка на тыльной стороне ладони - бумажная пчелка, которая крепится на одном или нескольких пальцах при помощи резиночки. Музыкальный руководитель сначала проводит разминку, предлагая детям «оживить» своих пчелок. Дети жужжат за пчелок тихо - громко, высоко - низко, сопровождая звукоимитационное пение взлетом и падением рук с пчелкой.

Усложнение: Дети делятся на пары, в руках у каждого - пчела. Музыкальный руководитель вводит детей в новую игровую ситуацию, предлагая выразить в песенках – жужжалочках следующие сюжетные ситуации:

Одна пчела жалуется - другая ее успокаивает.

Одна задает вопросы – другая ее поучает.

Пчелки ссорятся между собой.

Просят прощения друг у друга

Пчелки веселятся и т. п. Дети вместе с воспитателем готовят дидактический материал (пчелок) на занятии по изодеятельности. С этими же пчелками можно исполнить танец-импровизацию.

3.

Название/ Источник игры Задачи игры Ход проведения игры Рекомендации

«Поющая гусеница»

Е. М. Плахова

«Музыкальные игры в детском саду»

Формировать и развивать певческое дыхание, координацию слуха и певческого голоса.

Дать возможность детям почувствовать и послушать свой голос, расширять диапазон.

.

Музыкальный руководитель приносит на занятие карточки с изображением направления движения гусеницы и с указанием пропеваемого звука. Рассказывает детям сказку: Жила – была маленькая Гусеничка. Она очень любила музыку, но совсем не умела петь…Ребята, давайте поможем Гусеничке!

Ползет Гусеница, а на дороге лежит бревнышко - ровно, прямо (пропевает ре 1октавы на звук м). Поползла Гусеница по бревнышку и запела. (дети повторяют исполненное музыкальным руководителем). Попался ей на дорожке грибок,а брёвнышко путь на верх показывает (пропевает поступенно вверх от ре до си на звук и). Гусеница тут же поползла вверх по бревнышку и запела песенку: и-и-и (дети повторяют показ педагога). А потом весело скатилась с грибка вниз! (глиссандо сверху вниз от си до ре на звук у). Понравилось Гусеничке ползать вверх и вниз по грибку, ползает и радуется! (педагог пропевает поступенную мелодию вверх от ре до си и обратно на звук о – дети повторяют). Гусеница наконец-то научилась петь. За это она вам, ребята, говорит «спасибо»!

Пение педагога должно звучать без сопровождения инструмента - выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией, т. к. является для детей эталоном певческого звука.

После разучивания игры, дети могут сами исполнять игру по ролям, выполняя разные вокальные задачи.

4.

Название/ Источник игры Задачи игры Ход проведения игры Рекомендации

«Три медведя»

Е. А. Гомонова. Музыкальные игры

Сб. «Музыкальный руководитель»

Развивать умение импровизировать разным тембром голоса, в зависимости от персонажа, от жанра музыки. Повышать активность, инициативу детей.

Детям предлагается выбрать игровой образ, надеть шапочки медведей (медведя, медведицы, медвежонка.) Под пение взрослого дети ходят как медведи, затем

импровизируют мелодии.

Во бору, во лесу три медведя жили,

Три медведя жили, малину есть любили.

Как малину найдут, сразу песню запоют.

Папа-мишка низко пел: ля-ля-ля….

Мама нежно песню пела: ля-ля-ля…

А Мишутка – медвежонок звонко песню запевал,

Да малину доедал: ля-ля-ля…

Усложнение:

Предложить детям спеть песню медведя в жанре марша, медведицы - в жанре вальса, медвежонка - в жанре польки. Первый этап работы можно проводить со всеми детьми на музыкальном занятии, а усложнение можно проводить вне занятий: в процессе индивидуальной и подгрупповой работы. Прежде чем петь в определенных жанрах (марш, вальс, полька, надо предварительно прослушать музыкальные произведения этих жанров.

5.

Название/ Источник игры Задачи игры Ход проведения игры Рекомендации

«Лесенка»

Т. Н. Образцова

«Музыкальные игры для детей»

Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии, формировать певческое дыхание. В-1. Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отражены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до. Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка «Е. Тиличеевой) :

1) «вверх иду», «вниз иду»;

2) «вверх я иду», «вниз я иду»;

3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».

Маленькие карточки с кружочками, отражающими такие же последовательности (по количеству участников, перемешиваются Муз. рук. показывает одну из трех больших карточек, затем дети выбирают карточки (они перевернуты). Ребенок, у которого на карточке окажется такая же последовательность, как на большой, должен пропеть ее. Муз. рук. снова перемешивает маленькие карточки и показывает вторую карточку. И так – далее.

В-2. Муз. рук. раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Муз. рук. играет на фортепиано попевку - песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх или вниз, а затем показать карточку с соответствующим изображением. Музыкальный руководитель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стремиться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз», мелодия постепенно ослабевает. Музыкальный руководитель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом. Задание можно усложнить:

1. разделить детей на две группы : одна - «идет вверх», другая – «вниз», затем поменяться.

2. музыкальный руководитель исполняет песенку-попевку «Лесенка», не допевая последний звук, затем просит детей допеть недостающий звук.

6.

Название/ Источник игры Задачи игры Ход проведения игры Рекомендации

«Музыкальная шкатулка»

(автор не знаком, моя интерпретация)

Расширить музыкальный опыт детей, помочь преодолеть неуверенность. Закрепить пройденный музыкальный материал.

Развивать исполнительские навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Музыкальный руководитель приносит на занятие музыкальную шкатулку. В шкатулке помещаются 5-6 карточек с рисунками, иллюстрирующими содержание песен, выученных в течение года (на обороте картинки для контроля указываются название песни и композитор)

1в. Дети по очередности вынимают карточки и передают их муз. рук-лю, называя музыкальное произведение.

Песни исполняются всей группой детей или индивидуально (по желанию детей).

2в. В шкатулке находятся карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание песен - инсценировок.

Дети делятся на две группы, вынимают по очередности карточки, называя песню. Выбирают атрибуты, которые заранее приготовила муз. рук. и инсценируют песню своей группой.

Эту игру можно проводить в конце года как концерт или в виде конкурса. Исполняя песни с музыкальным сопровождением и без него.

7.

Название/ Источник игры Задачи игры

Ход проведения игры Рекомендации

«Музыкальная поляна»

З. Я. Роот

«Музыкально-дидактические игры для дошкольного возраста»

Закрепить знания детей о длительностях звуков, умение составлять простые попевки.

. Для этой игры необходимо составить игровое поле на магнитной доске: прикрепить солнышко в верхний угол, а внизу прикрепить небольшие цветочки, фигуру девочки. Сделать карточки больших васильков и маленьких. Музыкальный руководитель : «Как весело летом, солнышко пригревает. Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на полянку. А там девочка - Таня собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка:

Василек, василек,

Мой любимый цветок.

Ребенок, вызванный по желанию, выкладывает цветочками попевку. Все дети прохлопывают ритм попевки ладошками и пропевают. Задание можно усложнить, предложив спеть попевку: громко - тихо, быстро - медленно,

плавно - отрывисто.

Чтобы в игре участвовал каждый ребенок, можно сделать на всех детей карточки : большие и маленькие цветочки.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – с. 333.

2. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в саду» Москва «Вако» 2006

3. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» «Айрис-пресс» 2005г.

4. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», М. «Просвещение» -1982.c.-96.

5. Е. М. Гомонова «Песенное творчество» сб. Музыкальный руководитель 2004г

6. Т. Н. Образцова «Музыкальные игры для детей» «Лада» Москва 2005г

7. Л. Н. Комиссарова,Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Москва «Просвещение»1986г.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1)Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 1) В музыкальном развитии детей дошкольного возраста очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста (старшая группа)
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 11:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД