Получи документы

«Мы — юные исследователи». Конспект занятия в подготовительной группе

Галина Юнаш
«Мы — юные исследователи». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. – систематизация и расширение знаний о почве и ее значении.

Задачи

Обучать

Навыкам экспериментальной деятельности, соблюдая технику безопасности.

Развивать

- Умение делать умозаключения и выводы.

- Устанавливая причинно – следственные связи.

- Интерес к тайнам природы.

Воспитывать

- Бережное отношение к природе.

- Понимание значение почвы для жизни человека.

- Радость от открытий.

Публикация «„Мы — юные исследователи“, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах

Словарная работа. Земля, земледелие, земледелец, плодородный, удобрение, эксперимент, техника безопасности, лаборант, лаборатория, оборудование, инструкция, геолог.

Предварительная работа.

Посадка отростков хлорофитума в почву, песок, глину.

Наблюдение за ростом растения.

Беседа о профессии земледельца.

Рассматривание познавательной литературы о полезных ископаемых.

Чтение пословиц и поговорок о земле.

Домашнее задание: выучить пословицу о земле, объяснить ее смысл.

Индивидуальное задание – выучить стихотворение о нефти, выучить стихотворение о каменном угле.

Защита проекта «Полезные ископаемые моей страны».

Оборудование:

- дидактическое пособие «Кроссворд с заданиями»;

- дидактическое пособие «Почва в разрезе»;

- на каждого ребенка - комочки земли, песка, глины, салфетки, увеличительные стекла, баночки с водой, фартуки, небольшие палочки;

- по одной на двоих детей - баночки с песком, баночки с глиной;

- горелка, сковорода, зеркало;

- колбы, воронки, фильтры;

- мнемотаблица;

- дидактическое пособие «Что дает человеку плодородный слой земли»

- дидактическое пособие «Полезные ископаемые»

- бумага для рисования, карандаши, фломастеры.

- поссаженные заранее для эксперемента растения (хлорофитум) в различные горшочки.

- проект «Полезные ископаемые моей страны».

1. Круг радости

«Утро начинается…»

Утро начинается

Природа просыпается

Солнышко встаёт

Нам тепло даёт.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Я!

(Читают стихотворение, выполняя движения).

2. «Решаем кроссворд»

- Узнать, чем мы сегодня будем заниматься, нам поможет кроссворд.

1. слой земли, который идёт за почвой

2. верхний плодородный слой земли

3. прозрачный предмет, который делают из песка

4. увеличительное стекло

5. вещество, из которого делают и кирпич, и посуду

6. название нашей планеты

7. жидкость, без которой нет жизни на Земле.

1. песок 2. почва 3. стекло 4. лупа 5. глина 6. земля

7. вода

- Какое ключевое слово?

(Читают ключевое слово: «САТПАЕВ»)

3. Беседа.

- О чем это слово говорит?

- Да, это фамилия великого учёного. Каныш Имантаевич Сатпаев – это учёный. Я напомню вам, что он наш земляк, родился в Баянаульском районе, Павлодарской области. Его имя носит главная улица нашего города, на ней стоит памятник учёному. В Казахстане есть город имени Ак. Сатпаева. А на не небе его именем названа звезда.

-Чем прославился наш земляк, чем он занимался?

- Как называется профессия человека, изучающего землю? (геолог)

- Большая заслуга Каныша Сатпаева в том, что создал институт геологии, который сейчас носит его имя, у него осталось много учеников, которые продолжают его дело.

- А для чего нужна работа геолога?

- А вы считаете это важно?

- Может и мы попробуем устроить у себя в группе мини-лабораторию.

- А что такое лаборатория?

4. Подготовка к опытам.

- Я буду руководителем группы, а вы – мои главные помощники.

Если мы говорили об Академике Сатпаеве, то исследовать мы будем… (землю)

- А точнее мы будем исследовать почву.

- Когда проводят исследования, опыты, то необходимо соблюдать технику безопасности. Что это такое?

- У лаборантов обычно есть специальная одежда, оденьте её.

- На ваших столах есть оборудование, я – главный ответственный за проведение опытов, поэтому необходимо быть внимательными, слушать мои указания и выполнять инструкции.

5. Рассматривание плаката «Почва в разрезе».

- В начале предлагаю посмотреть почву в разрезе.

- Все ли слои одинаковые?

- Какой верхний слой?

- Тёмный - это плодородный слой.

- На какое слово похоже и что означает?

- Какого цвета следующий слой земли?

- Жёлтый – это…. (песок)

- Следующий слой – голубой. Это цвет… (вода)

- Да, это подземные воды.

- Следующий слой – это глина, он рыжего цвета.

На таблице изображены те, кто живёт в земле. Назовите.

6. Беседа «Как называется земля…»

- Везде ли на почва на нашей планете одинаковая?

-Если много песка на поверхности – это земля…

- Если много глины – это земля…

- Почву, богатую перегноем, называют чернозёмом, как вы думаете почему? Перегной – это специальное удобрение для земли.

Черноземная почва - это плодородный слой земли.

7. ОПЫТ №1

«Плодородный слой земли - почва»

- Рассмотрим верхний плодородный слой земли.

Но вначале, давайте подумаем, а почему он так называется. Из каких слов образуется это слово?

- Можно сказать, что это слово говорит само за себя?

- Предлагаю свои выводы подтвердить экспериментально.

- Перед вами два комочка земли, один не трогайте, а другой возьмите аккуратно.

- Земля какая?

- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло. Что увидели?

- Раскрошите комочек….

- Что\ кто в нём спрятался?

8. Физминутка.

Солнце жаркое печёт

Ветер больно гору бьёт

И вода старается –

Трещин прибавляется…

И заплакала Гора:

Ох, стара я, ох. стара….

Трещинки прикрыла почва

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

Вновь я стала молода…

9. ОПЫТ №2

«В земле есть воздух»

- Давайте порассуждаем….

- Без чего, самого главного, нет жизни на земле?

-А в почве есть живые организмы?

-Какое можно сделать предположение?

- Я предлагаю провести ещё один опыт, и или подтвердить, или опровергнуть это предположение.

- Возьмите второй комочек земли осторожно, чтобы он не рассыпался, и опустите его в воду…

- Что вы наблюдаете?

- Да. Это воздух поднимается пузырьками.

- А где был воздух?

- Да. Воздух был в комочке земли, вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

- Исследователи, какой вывод из проделанного опыта вы сделали?

10. ОПЫТ №3.

«Есть ли в почве вода?»

- А если в почве вода?

- Предлагаю ваши ответы проверить с помощью опыта.

- В чистую, сухую сковороду я положила…

- Зажгу огонь и буду держать сковороду с почвой на огне. Что происходит с почвой?

-Подержу над сковородой сухое, чистое зеркальце. Через некоторое время показать зеркало детям.

- Что произошло с ним?

- Подержу ещё немного.

- Что за капельки появились на нём?

- Сделайте вывод из проделанного опыта.

- Изменяется ли цвет почвы после дождя?

- Каким он становится?

11. Физминутка.

12. ОПЫТ №4

«Рассмотрим песок и глину»

-Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки? Похожи ли песчинки друг на друга? Песчинки лежат отдельно или склеились?

-Рассмотрим теперь глину. Видны ли в глине отдельные частички? Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг другу?

-Возьмите палочку, вставьте «посадите» в баночку с песком.

- Пронаблюдайте, как она вошла в песок.

- Теперь попробуйте вставить её в глину. Так же она легко входит, как в песок?

- Какой вывод можно сделать из проделанного опыта.

13. ОПЫТ №5

«Что лучше пропускает воду».

- Предлагаю провести опыты в мини-лабораториях, каждая группа будет работать со своим видом почвы, о наблюдениях и выводах расскажете по окончании опытов.

- Наливаем воду, наблюдаем, где она проходит, как быстро она проходит?

- Как вы думаете, в какой среде растению наиболее благоприятно будет расти? Почему?

- Давайте обратимся к эксперименту, который мы проводим и наблюдаем уже несколько дней.

14. Итоги эксперимента

«Посадим растение»

-Напомните условия для успешного роста растения.

-Недавно мы с вами посадили растение, одно и тоже, в разную землю: песок, глину, чернозем. Каждая группа наблюдала за ростом своего растения и отмечала в специальном календаре. Сегодня руководители групп расскажут о своем эксперименте.

- Мы провели опыты, провели эксперимент, какие выводы вы сделали?

15. Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

16. Мнемотаблица.

«Свойство почвы в схемах».

- Мы выполняли опыты, делали выводы, теперь давайте подведем общий итог.

- Я зашифровала свойства земли в этих картинках. Прочитайте.

- А что геологи находят еще в земле?

17. «Где узнаём информацию?»

Проект «Полезные ископаемые Казахстана».

- Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний о почве, о земле?

- Откуда мы можем узнать что-то новое?

- Такую информацию о природных ископаемых Казахстана представит Саша.

- Сегодня мы посетили еще и сайт в Интернете «Полезные ископаемые»

-Какие полезные ископаемые вообще бывают?

18. Дидактическое пособие «Полезные ископаемые»

- Ни огня, ни света,

А огнём блестит.

Вот что я прочитала на сайте:

- Очень тяжёлый металл, но очень мягкий, поэтому он как бы рассыпан в земле. Используют для украшений, в медицине, покрывают тонким слоем посуду, какие – то, сувениры. Очень дорогой, имеет ценность денег. (золото)

- Следующая страница. Какое полезное ископаемое это?

- Очень важное свойство серебра - это дезинфекция, т. е. убивает микробы, из него изготовляют посуду, украшения, для изготовления зеркал, его применяют в электронике, медицине.

- Следующая страница – это… (нефть)

Её называют «чёрным золотом» из-за её широкого применения. Из неё делают бензин и другое жидкое топливо, парафин, из которого делают свечки и другие предметы, смазывающие детали у различных машин, масла; специальные масла для приготовления мазей и кремов; пластмасса, полиэтилен, растворители, краски, моющие средства и многое другое…

- Следующая страница:

-КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Каменный уголь – это прежде всего тепло и горячая вода у нас в домах.

19. «Пословицы и поговорки о земле»

Во многих сказках идёт борьба за «живую» и «мёртвую» воду. Почву тоже можно назвать живой землёй, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их, это было вашим домашним заданием.

20. Творческая страница.

«Какое значение имеет для человека земля»

Детям предлагается изобразить (нарисовать) или записать, что значит земля для человека.

Не так давно отмечалось 100 – летие КанышуИмантаевичуСатпаеву. Оно праздновалось во многих странах мира, потому что люди понимают значение богатств земли для жизни человека.

Очень важно и интересно исследовать землю. Может из вас кто-нибудь выберет профессию геолога. А сегодня мы можем гордиться, что такой великий учёный – наш земляк. Вот на какой знаменитой земле мы живём, и можем этим гордиться

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Математика в жизни ребенка» Цель: показать родителям, что математика это не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям с цифрами, но и развитие.

Презентация к внеклассному мероприятию-эрудициону по дорожной и противопожарной безопасности на тему «Мы за безопасность!» Внеклассное мероприятие-эрудицион по дорожной и противопожарной безопасности на тему "Мы за безопасность!". Цель: формирование знаний о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы — юные исследователи». Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 11:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы — юные исследователи». Конспект занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Юнаш (УИ 211525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД