Приложение МААМ

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики и речи «Нам LEGO строить и жить помогает»

Наталья Конохова
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики и речи «Нам LEGO строить и жить помогает»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, разрешите познакомить вас с картотекой дидактических игр по развитию мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры условно разделены на три группы:

- игры для развития связной, грамматически правильной речи;

- направленные на обогащение словаря;

- игры для развития звуковой культуры речи.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики и речи „Нам LEGO строить и жить помогает“» размещена в разделах

«Ребенок очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал».

Н. К. Крупская

Для современной образовательной системы очень важна задача по формированию творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Современных детей сложно удивить традиционными средствами обучения. Поэтому, выбрав конструктор LEGO, как материал для развития дошкольников мы решаем задачи:

- по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями;

- по развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, окружающим миром.

В работе с детьми дошкольного возраста конструированию отводится значительное место, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира.

Дети – прирождённые конструкторы, изобретатели и исследователи. Эти природой заложенные качества, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Здесь дети имеют неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, желание творческого сотрудничества. Совместное конструирование играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки, спланировать процесс изготовления).

Наша группа, выбрала конструктор LEGO, как материал для решения задач по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. У наших воспитанников оказался не готовый к игре материал, а постройка, сделанная их руками. Конструктор LEGO стал настоящим помощником и другом для детей и прекрасным подспорьем в работе с детьми для педагогов.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. А проблемные ситуации, поставленные перед детьми, сформируют коммуникативную направленность речи.

Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство», содержанием образовательной деятельности выделили следующее:

1. Владение речью как средством общения и культуры

2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

3. Развитие речевого творчества

4. Обогащение активного словаря за счёт слов

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

6. Формирование звуковой аналитика - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

7. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Дидактические игры и упражнения условно разделили на три группы: игры для развития связной, грамматически правильной речи; направленные на обогащение словаря и игры для развития звуковой культуры речи.

В ходе образовательной деятельности игры и упражнения для развития связной, грамматически правильной речи помогают детям овладеть умениями: замечать и исправлять грамматические ошибки в речи сверстников, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений; учат различать литературные жанры. Дошкольники овладевают умением пересказывать литературные произведения самостоятельно, составлять рассказы по постройке, моделируют сказки, загадки, пословицы.

Игры и упражнения, направленные на обогащение словаря, помогают дошкольникам овладеть умениями точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации.

Дидактические игры для развития звуковой культуры речи помогают детям проводить автоматизацию сложных для произношения звуков в речи и коррекцию имеющихся нарушений в звукопроизношении; звуковой анализ слов; деление слов на слоги.

Действуя с конструктором, дети активно стали проявлять творчество в процессе общения: задают интересные вопросы, предлагают творческие решения при групповых постройках. Застенчивые дети учатся организовывать сверстников на совместную деятельность, задают вопросы, интересуются мнением других. Дошкольники чаще предлагают творческие словесные игры и проявляют интерес к чтению.

На этапе завершения дошкольного образования, мы видим, что:

- дошкольники овладевают основными культурными способами деятельности;

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- дети способны выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;

- дошкольники достаточно хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания при построении речевого высказывания в ситуации общения.

На протяжении всей творческой работы нашим девизом стали слова Платона:

«… От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной Красоте».

Предлагаем вашему вниманию картотеку дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью конструктора LEGO.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря:

«Словесная эстафета»

Цель: активизация словаря детей за счет прилагательных, глаголов, развитие слухового внимания, памяти воображения.

Материал: игрушки, изготовленные из конструктора LEGO, музыкальное сопровождение (бубен, музыкальная запись).

Ход игры:

Вариант 1:

Под звуковое сопровождение, дети двигаются в разном направлении со своей игрушкой – LEGO. На сигнал дети строятся в круг. Воспитатель кладёт в центр карточку с условным обозначением «ГЛАГОЛ» или «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». Передавая условную эстафету, дети называют словосочетание «существительное и прилагательное» или с глаголом (военный самолёт, самолёт приземляется).

Вариант 2:

С помощью считалки, «чудесного мешочка» или загадки выбирается одна из построек детей. Передавая игрушку по кругу, дети называют прилагательные или глаголы (летит, заправляется, приземляется, взлетает, разворачивается) к выбранной игрушке.

Вариант 3:

Дети становятся в ряд и им по очереди предлагают называть свою игрушку. Это могут быть существительные, глаголы или прилагательные. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество слов относящихся к своей постройке. Правильный ответ даёт право игроку, сделать шаг вперёд.

Например: замок – высокий, красивый, старинный, здание, история, камень, рыцарь…

«Пpятки»

Цель: практическое употребление в речи простых и сложных предлогов, их выделение из предложений; развитие пространственных представлений.

Материал: игрушки, изготовленные из конструктора LEGO, мяч.

Ход игры:

Вариант 1:

Детям предлагают игру «прятки» :

«Живо, живо без оглядки

Убегай во все лопатки.

Раз6егайтесь-ка, ребятки,

Начинаем играть в прятки!

Игроки прячут игрушку – LEGO. Ведущий бросает мяч и спрашивает:

- Антон, где твоя игрушка?

- Я спрятал самолёт под шкаф.

Ведущий может попросить описать игрушку (добавить прилагательные к существительному).

- Я спрятал маленький самолёт под деревянный шкаф.

Вариант 2:

Детям предлагают разделиться на пары и спрятать игрушки друг у друга.

После идё т диалог между игроками:

- Наташа, где моя ракета?

- Антон, я спрятала её в шкаф.

Узнав с помощью вопроса, где игрушка, дети начинают поиск.

«Назови, одним словом»

Цель: освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

Материал: конструктор LEGO, предметные картинки.

Ход игры:

Вариант 1:

Воспитатель читает загадку:

- Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш Российский …

Дети дают ответ на загадку. Определяют, что самолёт это воздушный транспорт. Начинают строить игрушку, которая относится к этой категории.

Вариант 2:

Ведущий называет или показывает ряд картинок (самолёт, пожарная машина, вертолёт, ракета). Задача – выделить лишний предмет и построить игрушку, которая относится к этой категории.

Вариант 3:

Ведущий предлагает назвать свою LEGO - игрушку и определить предметы, относящиеся к этому же ряду.

Например:

- Это «утёнок». Утёнок – это птица. Я знаю попугая, страуса, пингвина.

- У меня «чайник». Чайник – это посуда. Я знаю предметы посуды – кастрюля, сковорода…

«Хвастуны»

Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.

Материал: игрушки – LEGO.

Ход игры:

Дети, показывая сверстникам свою игрушку, «хвастают» :

- Лошадка бегает быстро, а черепаха двигается медленно.

- Мой красивый домик близко, а садик далеко…

«Он, Она, Оно»

Цель: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Материал: постройки из конструктора.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное число.

Я поменяла руль в машине – я поменяла рули в машинах.

Я купила елку - я купил елки.

Я кормлю белочку - я кормлю белочек.

Я вижу зайца - …зайцев.

«Инопланетяне»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов. Развивать понимание детьми значений многозначных слов.

Материал: игрушки из LEGO- конструктора.

Ход игры: - Наш город посетили инопланетяне. Они впервые видят и слышат о существовании ваших предметов. Необходимо объяснить, что значат названия ваших построек. В ходе игры уточняют значение многозначных слов.

Например: - За столом сидят, занимаются, едят.

- Кошка – это домашнее животное, оно ласковое, мяукает.

Дидактические игры для развития связной, грамматически правильной речи :

«Фантазёры»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Материал: конструктор LEGO, карты – декорации для русских народных сказок.

Ход игры:

Вариант 1:

После прочтения сказки, предложить детям заменить одного из героев, тем, что они собрали из LEGO. Попросить, разделиться на подгруппы и продумать новую сюжетную линию.

Вариант 2:

Детям предлагают заменить нескольких героев.

«Магазин игрушек»

Цель: формировать умение дошкольников строить высказывания типа рассуждения.

Материал: готовые игрушки – LEGO.

Ход игры:

Вариант 1:

Перед дошкольниками выставлены игрушки, изготовленные из конструктора LEGO.

Воспитатель предлагает игру «магазин». Дети должны «купить» любой предмет и объяснить, для чего он им необходим.

- Я хочу купить собаку. Она будет мне верным другом. Мы станем вместе гулять, играть и мне никогда не будет скучно.

«Я начну, а ты продолжишь»

Цель: развитие речевого творчества, интереса к самостоятельному сочинению совершенствование монологической речи дошкольников.

Материал: платформы с готовыми сюжетами.

Ход игры:

Вариант 1:

Воспитатель предлагает рассказать созданную историю. После рассказа одних, другим нужно придумать продолжение истории, изменить конец или начало.

Вариант 2:

Воспитатель предлагает объединить две (три) платформы и придумать новую историю. Как вариант, можно предложить одну платформу с сюжетом, как начало, а вторую, как конец. Необходимо придумать «что же случилось в середине?»

Вариант 3:

Во время рассказывания, взрослый может добавить нового персонажа. Получается настоящий театр, где все участники с волнением ждут продолжения.

«Да-нет»

Цель: совершенствование умения задавать вопрос собеседнику, использовать в речи слова – обобщения.

Материал: сундучок, игрушки – LEGO, собранные детьми.

Ход игры:

В этой игре дети делятся на ведущего- «строителя» и группу «следопыты». В сундучок прячется постройка, выполненная «строителями», а «следопыты» пытаются с помощью вопросов узнать, что находится внутри. «Строители» отвечают «да» или «нет».

«Розыск»

Цель: формировать представления детей об описании и его структурных элементах.

Материал: игрушки – LEGO, собранные детьми, экран – «телевизор», микрофон.

Ход игры:

«Диктор» на телевидении описывает предмет, который объявлен в розыск. Остальные, внимательно слушают и угадывают («разыскивают») предмет. Если возникают сомнения, можно задавать вопросы «диктору».

«Напиши письмо»

Цель: формировать умение детей сочинять рассказы из опыта, с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре рассказывания; проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.

Материал: конструктор LEGO.

Ход игры:

Ведущий предлагает сделать постройку – «подарок», а затем «написать» письмо, где расскажут о своём сюрпризе другу (маме, бабушке) :

- Дорогая бабушка, поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе. Хочется подарить тебе… (существительное). Она очень… (прилагательные). С помощью её ты сможешь… (глаголы).

«Скульптор»

Цель: формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями.

Материал: коробка или «чудесный мешочек» с конструктором LEGO.

Ход игры:

Вариант 1:

Ведущий предлагает взять конструктор одной рукой и построить по заданию (что лишнее; чего не хватает; я начну, а ты продолжишь; угадай по описанию). Дошкольники строят и рассказывают об игрушке.

Вариант 2:

Из взятого одной рукой конструктора, дети выполняют постройку, описывают её, не называя, а остальные участники угадывают по описанию.

Вариант 3:

Одна пара строит, а другая догадываются о постройке.

«Разбери по частям»

Цель: совершенствовать умение детей описывать игрушку по алгоритму.

Материал: готовые постройки из LEGO.

Ход игры: Ведущий предлагает «разобрать по частям» постройку. В помощь можно предложить схему описания игрушки.

«Интервью»

Цель: развитие воображения, умения входить в роль и сохранять серьезность, готовность импровизировать; активизация запаса слов и представлений.

Материал: постройки детей.

Ход игры: По началу роль «журналиста» берёт на себя взрослый. Он учит дошкольников задавать разнообразные, интересные вопросы.

«Журналист» задаёт вопросы относительно постройки. Дети отвечают на интересующие его вопросы. В начале знакомства с игрой вводят несколько «журналистов».

«Век живи – век учись»

Цель: упражнять детей в понимании обобщённого значения пословиц и поговорок, в составлении по ним небольших рассказов и сказок.

Материал: конструктор LEGO, карточки с пословицами.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать постройку по одной из выбранных пословиц. До этого проводится большая работа по закреплению представлений о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм.

Дети обсуждают пословицу, вспоминают произведения, где можно использовать данное высказывание, придумывают с помощью взрослого небольшой рассказ и преподносят его сверстникам.

Дидактические игры для развития звуковой культуры речи :

«Слоговой автобус»

Цель: развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов, воспитание произвольного внимания.

Материал: макет автобуса (или постройка из стульев, карточки с цифрами, постройки из конструктора LEGO.

Ход игры:

Вариант 1:

Воспитатель предлагает определить количество слогов в названии своей постройки и занять место в «автобус», где места обозначены цифрами.

Вариант 2:

Ведущий проводит разминку (подвижная игра, пальчиковая гимнастика или упражнение по циклограммам). На сигнал, необходимо взять любую постройку и определить место в «автобусе».

Вариант 3:

Автобус «движется» под музыку. На остановке необходимо пересесть на другое место, а значит изменить количество слогов в слове (заяц, зайчонок, зайчишка).

«Ловишки»

Цель: совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи.

Материал: готовые постройки из конструктора LEGO, буквы, карточки «позиция звука в слове».

Ход игры:

Дети с готовыми постройками на заданную тему (по карточкам, загадкам, словам – обобщениям) стоят по кругу. Взрослый предлагает поиграть и определить позицию определённого звука в названии постройки (ориентируясь на букву или карточку с условным обозначением позиции звука в слове). Если в названии постройки нет заданного звука, дети могут дать имя (кличку, изменив название и вступить в игру.

«Камень – перо»

Цель: упражнять дошкольников в правильном произношении звуков родного языка, в проведении звукового анализа слов.

Материал: конструктор LEGO, фишки со звуковым обозначением (мягкий согласный, твёрдый согласный, гласный).

Ход игры:

Вариант 1:

Ведущий (показывает фишку) предлагает найти постройку, где:

- в названии первый звук согласный;

- первый звук гласный;

- в названии есть звук «Р», «П»

- есть мягкий согласный;

- последний звук гласный;

- последний звук согласный…

Если указанный звук отсутствует, ведущий вытягивает «фант» и дети выполняют задание. Игра продолжается.

Вариант 2:

Дети определяют по карточке, какой звук должен звучать в названии их игрушки.

Например: мальчик построил дракона. По звуковой фишке название его постройки должно начинаться на гласный звук. Дошкольник может назвать своего дракона «Арнольд», «Огненный», «Ураган»

«Строим дом»

Цель: упражнять детей в различении звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Развитие умения проводить звуковой анализ слов.

Материал: постройки из конструктора, фишки для проведения звукового анализа слов.

Ход игры: Ведущий предлагает построить дом для своей игрушки. Дети выкладывают схему и проводят взаимоконтроль в парах. Дошкольники могут обмениваться постройками для упражнения.

«Цепочки»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Упражнять в составлении предложений по заданному слову (словосочетанию).

Материал:

Ход игры: Дети строят постройку на заданный звук. Затем выстраивают «цепочку» :

- называют первый звук в названии постройки;

- называют первый слог в названии своей постройки;

- придумывают словосочетание ( по схеме: существительное и прилагательное, существительное и глагол);

- придумывают предложение.

Например: - В слове «пони» первый звук «П» - твёрдый согласный;

- В слове «пони» первый слог – «по»;

- Маленькая пони;

- Маленькая пони пасётся на лугу.

«Исправь ошибки»

Цель: совершенствовать умение детей проводить звуковой анализ слов.

Материал: готовые постройки из конструктора, фишки для проведения звукового анализа слов.

Ход игры: В этой игре дети выступают в роли учителей, а педагог в роли ученика. Дошкольники выбирают три игрушки. Делятся на три подгруппы. Выкладывают схемы слов. Ведущий («ученик») проверяет и делает одну – две ошибки. Дети («учителя») исправляют и объясняют свой выбор.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес» (средняя группа)Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес» (средняя группа) /Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в лес». Средняя группа. Автор: Константинова М. Ф. Муниципальное.

Конспект НОД воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи «Весёлый ручеёк» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи «Весёлый ручеёк».

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет)Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет) В этом году мы вместе с родителями воспитанников организовали и оформили выставку дидактических игр способствующих на развитие мелкой моторики.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики»Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки «К нам в гости пришли маленькие гномики» Хочу предложить вам на суд занятие с детьми с ОВЗ в средней группе. Дети практически не говорящие, поэтому занятие построено так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики и речи «Нам LEGO строить и жить помогает»
Опубликовано: 19 апреля 2020 в 13:57
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики и речи «Нам LEGO строить и жить помогает»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Конохова (УИ 1499288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД