МААМ-картинки

Новые формы работы при ознакомлении дошкольников с родным краем

Мария Мельниченко
Новые формы работы при ознакомлении дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Нас притягивает то, что окружает с детства. У каждого из нас есть место, несравнимое ни с чем другим, свой милый сердцу уголок земли. Это наша Малая Родина. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственно-патриотических чувств ребенка, его экологической культуры.

Публикация «Новые формы работы при ознакомлении дошкольников с родным краем» размещена в разделах

Мы считаем, что знакомить детей с культурой, природным богатством нашего края, заинтересовать их в изучении истории своей Малой Родины эффективно через использование новых форм работы – инновационных технологий, обеспечивающих саморазвитие личности ребёнка и профессиональную самореализацию педагогов.

В детском саду использование инновационных технологий предполагает получение более качественных результатов, таких как:

-развитие инициативности, самостоятельности детей, способности к творческому самовыражению;

- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

- развитие креативности и нестандартности мышления.

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

• здоровьесберегающие,

• личностно-ориентированные,

• игровые технологии,

• технологии проектной и исследовательской деятельности,

• технологии проблемного обучения,

• ИКТ,

• технология «Лэпбук» и другие.

В нашем детском саду инновационные технологии эффективно используются в экологическом воспитании детей, при ознакомлении дошкольников с историей и культурой и традициями родного края.

Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения, прогулки, экскурсии; демонстрация иллюстративного материала (иллюстрации, фотографии, открытки, видеофильмы); широкое использование художественных произведений; беседы во время прогулок; рассказы об истории города и его людях и др. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления.

Экскурсии – один из интересных видов организации работы по ознакомлению детей с родным краем. В нашем детском саду педагоги совместно с родителями организуют прогулки-походы в городской парк, «Чудо-сад», виртуальные экскурсии по Алтайскому краю.

Прогулки-походы позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к изучению родного края, доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. У детей накапливается чувственный опыт, развивается любознательность, наблюдательность.

Виртуальные путешествия имитируют экскурсии и походы на природу, знакомят детей с историей родного края, его культурой, традициями и природными особенностями. Такие путешествия мы проводим в музыкальном зале с использованием СD-картотеки «Виртуальные путешествия по Алтайскому краю». Картотека собрана педагогами и родителями нашего детского сада, включает в себя видеоролики и презентации об Алтайском крае. Детям интересно собираться в поход, брать с собой рюкзачки, бинокли, компас, преодолевать различные препятствия, сидеть у костра, разбивать палатку для отдыха. В такие путешествия мы приглашаем наших родителей, воспитываем у детей и взрослых экологическую культуру.

Не менее важны игровые технологии. Как известно, ведущая деятельность дошкольников – игровая. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей.

Экологические игры сплачивают детей, развивают активность, любознательность, фантазию, творческие способности детей. Мы считаем, что такие игры являются мощным педагогическим инструментом в экологическом воспитании дошкольников. Наши педагоги разработали картотеки дидактических и интерактивных игр по экологии.

Большую заинтересованность у детей и родителей вызывают квест-игры, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Такие игры актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Главное преимущество квест-игры в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Дети во время квест-игры погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Геокешинг – это игра с элементами туризма и краеведения. Участники игры разыскивают спрятанные тайники (это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом, используя средства GPS (ноутбук, навигатор, телефон). Тайники могут быть с творческими загадками, рисунками, фотографиями. Тайники (клад) могут быть расположены рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий. Образовательный геокешинг предполагает поисковую и исследовательскую деятельность, позволяет проводить обучение детей в виде игры.

Приоритетными технологиями в нашем детском саду по работе с детьми и родителями остаются проектная и исследовательская. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Проектная деятельность даёт хорошие результаты и во взаимодействии с родителями. Вместе с родителями дети ищут информацию, подбирают стихи, пословицы, загадки, занимаются продуктивной деятельностью, оформляют книжки-малышки, альбомы и сборники, мастерят скворечники и эко-игрушки, создают лэпбуки, поделки, эко-кормушки и т. д. Работая над проектом, дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей, у них развиваются познавательные, коммуникативные и регуляторные способности.

В процессе ознакомления детей с родным краем совместно с родителями мы создали проекты «Родной свой край люби и знай», «Птицы нашего края», «Легенды о реках и озерах нашего края», «Легенды о деревьях», «Цветы нашего края», «Зацвели ромашки – наступило лето», «Лекарственные растения Алтайского края», «Красная книга Алтайского края», «Береза – символ России», «Лучший эко-огород», «Мой город Рубцовск», «Как жили люди в старину», «Куклы-обереги».

Расширить знания детей о родном крае и его природных богатствах, растительном и животном мире, поможет изучение сказаний и легенд. Много легенд сложено о нашей «малой Родине» - уникальном по красоте Алтайском крае. В красивых горных отрогах, окружающих озера, в бурных зеленых волнах Катуни, в древних складках гор, на таежных туристских тропинках притаились алтайские легенды. Отражая чарующие душу картины природы, легенды, прежде всего, – это носители традиций и культуры живущего на Алтае народа. Также ознакомление дошкольников с легендами о родном крае способствует познавательному и личностному развитию культуры дошкольника.

В нашем детском саду мы знакомим детей с легендами о реках и озерах, горах, деревьях и животных нашего края. Совместно с родителями создали сборник «Легенды Алтайского края». Сборник иллюстрирован, красочен. Информация в нем интересна и доступна для детей. Родители и дети могут рассматривать сборник, знакомиться с легендами в домашних условиях. Также такой сборник может быть полезным педагогам в образовательной деятельности. Идея создания сборников нам понравилась, и позже у нас в группе появились сборники «Лекарственные травы Алтайского края», «Легенды о лекарственных растениях Алтайского края», «Красная книга Алтайского края».

В процессе работы над проектами по ознакомлению детей с родным краем является организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, народных традиций, в мир природы. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В нашем детском саду созданы мини-музеи «Русская старина», «Народные промыслы», «Красавица-Матрешка», «Наш край родной», «Природные зоны Алтайского края», «Озера Алтайского края», «Музей кедра», «Музей камней», «Мой город Рубцовск».

Одной из эффективных форм работы по ознакомлению детей с родным краем является составление лэпбуков. Несмотря на то, что лэпбуки сейчас широко используются педагогами детских садов в воспитательно-образовательной деятельности, эта технология остается инновационной формой работы.

Оригинальность лэпбуков состоит в том, что их можно сделать своими руками, выбрать заинтересовавшую детей тему. Лэпбук оснащен подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Мы совместно с воспитанниками и родителями создали серию лэпбуков по ознакомлению детей с природой родного края: «Мой край любимый и родной», «Природа Алтайского края», «Алтайский край. Город Рубцовск», «В мире животных», «Дикие животные зимой», «Коротко о насекомых», «Зима», «Птицы нашего края».

Такие интерактивные папки наглядны, красочны, развивают креативность и творческое мышление, учат детей простому способу запоминания, удобны в использовании. Родители совместно с детьми могут сделать дома такую папку самостоятельно. Это полезное занятие для всей семьи.

Успех нашей работы по ознакомлению детей с родным краем заключается в использовании разнообразных форм, методов и технологий, в их сочетании друг с другом, в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников.

Мы считаем, что самое главное достижение в работе с детьми – интерес в глазах детей, готовность к принятию новых, необычных, удивительных знаний.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей ВидеоНовые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые формы работы при ознакомлении дошкольников с родным краем
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 14:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые формы работы при ознакомлении дошкольников с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Мария Мельниченко (УИ 837177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД