Ирина Восковская
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность педагогической технологии
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей» размещена в разделах
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ФГОС ДО обязывает специалистов дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, поскольку и педагоги и родители являются равноправными участниками образовательного процесса.
К сожалению, современные семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке педагогов ДОО. Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого педагогами дошкольных образовательных организаций используются как традиционные так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Одной из актуальных технологий по работе с родителями является технология взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба. В нашем родительском клубе работа ведется по четырём направлениям: информационно-аналитическое; досуговое; познавательное; повышение педагогической компетентности родителей.
Родительский клуб – это перспективная, нетрадиционная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса. В разделе повышение педагогической компетентности родителей решаются следующие задачи:
- оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
- установление доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Тема технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба достаточно актуальна, так как и дошкольная образовательная организация, и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка.
Теоретическая и практическая значимость результатов технологии для образовательной деятельности
Теоретическая значимость данной технологии взаимодействия с родителями заключаются в целенаправленности родительского клуба – повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с педагогами детского сада в плане единых подходов воспитания ребенка.
В основу организации родительского клуба были положены принципы взаимодействия с родителями:
- целенаправленность - привлечение всех участников образовательного процесса (и родителей и педагогов) к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
- плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
- принцип дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- принцип индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
- принцип сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
- принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
- доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Заседания родительского клуба проходят один раз в месяц, но работа клуба не ограничивается только проведением таких заседаний. Родительский клуб функционирует постоянно, так как на сайте детского сада у родительского клуба имеется своя страница, в которой зарегистрированы родители воспитанников детского сада. На данной странице в открытом доступе родители и педагоги общаются на различные интересующие всех темы, касающиеся воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В организации работы родительского клуба использованы разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба иногда корректируется.
Практическая значимость данной технологии заключается в том, что родители значительно разнообразили жизнь детей в детском саду, постоянно вносят свой вклад в образовательную работу – это и эпизодические мероприятия, и регулярные мероприятия, которые организуются при помощи родительского клуба. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогают в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольной образовательной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса, и прежде всего, – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
В разделе «Повышение педагогической компетентности родителей» я регулярно провожу беседы и консультации с родителями на темы: «Вопросы и оценка ответов на социальную зрелость дошкольника», «Готовность ребенка к школе», «7 самых распространённых детских жалоб и как на них реагировать?», «Что должны знать и уметь будущие первоклассники?», «16 вопросов, которые смогут спасти жизнь ребёнку», «Советы родителям, у которых непослушные дети» и многие другие. После данных бесед с родителями устанавливается тесная связь – родители задают онлайн-вопросы, либо присылают свои вопросы мне по электронной почте, на которые я отвечаю, привлекаю к данным беседам других педагогов детского сада.
Кроме того, общение с родителями в рубрике родительского клуба осуществляется мной и по Skype, то есть не всегда у родителей есть время пообщаться со специалистом в ДОО, а индивидуальный вопрос требует немедленного разрешения. Очень помогает общение по Skype не только по обучающим вопросам, но и по вопросам поведения детей в детском саду друг с другом, этическим моментам и другим вопросам.
Технология взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба открытая и доступная для всех, а это означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в конкурсах.
Технологичность, новизна разработанной технологии, возможность использования в образовательном процессе
Новизна технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба заключается в использовании инновационных форм работы с родителями. Данная технология как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: индивидуализация, социализация, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
Данная технология позволяет реализовать требования образовательного стандарта сделать родителей участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, поскольку дети очень привязаны к родителям, поэтому поддержка, содействие, совместное самовыражение создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Работа родительского клуба дает возможность через культурные, семейные традиции заложить в маленьком человечке систему ценностей, которая будет служить точкой опоры во всей его дальнейшей жизни.
Через использование разнообразных форм и методов, предусмотренных в работе клуба, родители приобретают новые знания и навыки, касающиеся детско-родительских отношений. На занятиях в родительском клубе, а также на сайте родительского клуба родители могут высказать свои переживания, опасения и получить консультации специалистов ДОО.
По разделу «Повышение педагогической компетентности родителей» в этом учебному году (2019-2020уч. г.) проведены следующие мероприятия:
- игровой тренинг для родителей «Взаимоотношения родителей и детей», на котором были решены задачи по определению проблем в воспитании детей, в игровой форме изучена психолого-педагогическая компетентность родителей:
- беседа на тему «Эмоциональный мир ребенка». В ходе данной беседы были расширены педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей через сказку. Я ознакомила родителей с практическими приёмами и способами работы со сказкой в семье. Привлечено внимание родителей к реализации потребности детей в содержательном взаимодействии в семье:
- беседа-обсуждение «Поощрение и наказание детей в семье». В ходе данного мероприятия родители были ознакомлены с приемами построения гуманных взаимоотношений в семье. У родителей также в ходе беседы формировалось грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка:
- тренинг родительской компетентности «Капризы детей». Тренинг способствовал снятию эмоционального напряжения. Я познакомила родителей с психическими особенностями ребёнка-дошкольника, вместе были намечены пути преодоления острых кризисных проявлений у ребенка:
Кроме того, родительским клубом были организованы экскурсии в парк, в ходе которых дети играли совместно с родителями, проводили конкурсы, то есть происходит оптимизация детско-родительских отношений, возрастает интерес родителей к работе ДОО, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
Эффективность технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба заключается в том, что освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способствует улучшению для дошкольной образовательной организации ситуации, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открывает возможности развития взаимоотношений «ребенок - родители – педагог». Ведь чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок.
В настоящее время с родителями планируем свою деятельность на следующий учебный год, родители предлагают новые мероприятия с детьми. Таким образом, в связи с реализацией данной технологии от работы родительского клуба повышается психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей; формируются социальные навыки по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; возрастает интерес родителей к работе детского сада.
Данная технология может использоваться педагогами как дошкольного, так и начального школьного образования по повышению педагогической компетентности родителей.
Направленность технологии на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога
В настоящее время в системе дошкольного образования востребован педагог творческий, компетентный, способный и умеющий взаимодействовать с родителями (законными представителями) воспитанников, мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Широкое использование мной технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба в целях повышения педагогической компетентности родителей способствует сближению семьи и детского сада. В связи с чем значительно повысилась мотивация собственной профессиональной деятельности, социальная и познавательная активность, раскрылись горизонты разнообразия моей работы. Благодаря проводимым мероприятиям в родительском клубе, в моем профессиональном развитии появилась потребность в изучении новых информационных ресурсов, изучению актуальной психолого-педагогической литературы по работе с родителями воспитанников.
И у педагогов и у родителей вырос интерес к занятиям родительского клуба, незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия, стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом друг с другом, принимать активное участие в жизни детей и группы, стали больше общаться в режиме онлайн на страничке родительского клуба. Все это позволило максимально близко познакомиться с семьями воспитанников, узнать, как происходит воспитание в домашних условиях. В результате работы клуба у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность. Сформировались определенные модели поведения со своим ребенком. Благодаря тому, что родители самостоятельно искали материал для проведения очередного заседания клуба, у них повысился уровень необходимых знаний и умений, появилось позитивное мышление, помогающее им преодолевать трудности во взаимоотношениях со своими детьми, трудности в воспитании детей.
Рефлексия педагогической технологии
Технология взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба в настоящее время достаточно актуальная и востребованная, так как позволяет родителям и педагогам работать в одном направлении по воспитанию и развитию детей. И данную технологию несложно организовать в каждой дошкольной образовательной организации.
Использование данной технологии позволило мне создать серию деловых игр, игр-тренингов, бесед и консультаций, других мероприятий по направлению – повышение педагогической компетентности родителей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
Работа родительского клуба повысила эффективность взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Основные достижения данной технологии – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов. Оценка успехов родителей в повышении педагогической компетентности осуществляется через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.
Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем. Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.