МААМ-картинки

Обучение коммуникации детей с ОВЗ

Алина П
Обучение коммуникации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Уроки и занятия по альтернативной коммуникации включают в себя, прежде всего, осознание собственного «я» посредством использования реальных предметов / объектов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. Ребенок учится распознавать разнообразные знаки вокруг себя.

Основное внимание во время занятий направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета / объекта, его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака).

Публикация «Обучение коммуникации детей с ОВЗ» размещена в разделах

К категории детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) относятся дети, имеющие выраженную патологию: тяжелую интеллектуальную недостаточность, расстройства аутистического спектра, нарушения в сенсорной, моторной, двигательной сферах, а также различные формы психопатий. Они лишь частично могут усваивать программный материал.

Дети с ТМНР нуждаются в использовании дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Выходом из этой ситуации служит обучение применению альтернативных средств коммуникации. У детей с ОВЗ понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами, ограничены. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений, наблюдаются эхолалии.

Ребенок с ОВЗ, не владеющий вербальной речью, становится непонятным для окружающих, что затрудняет как его собственное развитие, так и полноценное общение с ним. Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны, поскольку они не всегда понимают обращенную речь. Речевая форма общения для них остается за порогом возможностей. Поэтому развитие детей требует поиска и использования иных средств, отличных от речевых, которые бы способствовали формированию индивидуального «я», созданию положительной атмосферы в детском коллективе. Такой подход в обучении достигается на основе использования невербальной коммуникации. Однако признается, что Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь в словесной культуре.

Невербальные компоненты в коммуникации рассматриваются как «информация, считываемая с внешнего облика ребенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций и с облика учителя» (И. Н. Горелов). Выделяют три основные группы внеречевых средств: - фонационные (паузы в речи, молчание); - кинетические (мимика, жест, поза); - проксемические (дистанция). Невербальная коммуникация в качестве главного средства взаимодействия с ребенком выбирается на основе тщательной оценки его ресурсов, возможностей овладения словесной речью. Вследствие этого встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, возможности и целесообразности использования приемов альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР. Обучение «чтению» детей в процессе коррекционно-развивающей работы предполагает широкое толкование и понимание конкретных вещей, т. е. возможность графически соотносить слова и предметы на карточках. Для этого создан курс «Альтернативная коммуникация» - особый помощник для общения детей с ТМНР. Слово «читать» означает в данном случае умение воспринимать предметы / объекты и ситуации и понимать, что они обозначают. Умение понимать значение предметов, и особенно ситуаций, делает более понятным окружающий мир, позволяет наладить с ним отношения. Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на чтение: ребенок начинает понимать, что предметы / объекты, а позже картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.

Следующие этапы обучения чтению предметов можно связывать с глобальным чтением на абстрактном уровне (мяч + картинка + название предмета). Письмо требует высокой степени абстрагирования и понимания символов. Это, чаще всего, не может быть достигнуто детьми с ТМНР. Поэтому письмо для данной категории понимается не как написание слов и текстов как таковых, а как освоение дополнительных способов самовыражения и установление контакта с окружающими. Умение «записывать» дает возможность установить межличностную коммуникацию, нормализовать отношения и обеспечить интеграцию в общество. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов: - опора на актуальный уровень развития и «зону его ближайшего развития»; - учет индивидуальных психофизических особенностей; - единство требований в школе и семье; - доступность, повторяемость учебного материала; - коррекционная направленность образовательного процесса.

Методическая литература:

1. Танцюра С. Ю., Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2017

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса»Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы».НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему "Зимние забавы". Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение коммуникации детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 17:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение коммуникации детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Алина П (УИ 3378218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД