Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная деятельность как средство ранней профориентации дошкольников

Елена Домарева
Опытно-экспериментальная деятельность как средство ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное методическое объедение воспитателей-руководителей МО дошкольных организаций Старооскольского городского округа

Тема «Опытно-экспериментальная деятельность, как средство ранней профориентации дошкольников»

Воспитатели

МБДОУ ДС №14 «Солнышко» :

Домарева Е. Н.

Салькова Е. В.

В настоящее время актуальной педагогической проблемой является социальная интеграция детей с ОВЗ в современном социуме. Готовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе необходимо начиная с детского сада.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий. Это не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Разностороннее развитие ребенка в раннем возрасте дает возможность найти во взрослой жизни работу, которая поможет раскрыть потенциал и быть полезным.

Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, готовности самостоятельно планировать и анализировать, получить возможность проявить свои силы и возможности.

Задача заключается не только в коррекции затруднений, но и прежде всего, в расширении и приобретении социального опыта воспитанников.

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ - одна из главных задач социальной адаптации. Профессиональное самоопределение закладывается уже в дошкольном возрасте, через знакомство с трудом взрослых, профессиями, посильным участием в трудовой деятельности.

Ранняя профориентация позволяет ребенку приобщаться к жизненным реалиям современного общества.

Ранняя профориентация может выступать средством для адаптации и последующей социализации детей с ОВЗ.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных средств. Значительно расширить знания детей о мире профессий помогает поисково-исследовательскую деятельность, подкреплённая практическими навыками.

Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации дошкольников с ОВЗ посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;

- стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.

Работу с детьми по ранней профориентации мы проводим в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах, во время прогулок. Используем кратковременные занятия в игровой форме, целью которых является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких-либо профессиях.

Но самыми любимыми у детей являются занятия в «Лаборатории почемучек».

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий». Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Как гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Профессия «Повар- кондитер».

Исследовательская деятельность :

Опыт 1. «Тонет, не тонет».

В ходе опыта дети узнали, что для приготовления кондитерских изделий повару кондитеру требуются свежие яйца. Определить свежесть яйца можно поместив его в воду. Если яйцо утонет – значит оно свежее.

Опыт 2. «Сырое или вареное яйцо?»

Для определения какое яйцо (вареное или сырое) необходимо раскрутить его на боковой стороне. Дети делают вывод: вареное яйцо - представляет собой единое твердое тело, поэтому оно сразу же начинает вращаться и долго сохраняет движение. У сырого же яйца — твердая только скорлупа. Содержимое его — жидкое. Когда начинаешь крутить сырое яйцо, то не сразу начнё т двигаться его жидкое содержимое: оно почти не связано с оболочкой. Такое яйцо хуже крутится и быстро останавливается.

Опыт 3. «Что внутри?» Дошкольники делают вывод : яйцо состоит из трех элементов. Густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Скорлупа – оболочка яйца содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение).

Знакомство с профессией продолжается дома. Дети совместно с родителями взбивают сахар с яичным белком и изготавливают нежное безе.

Профессия «Художник»

Исследовательская деятельность :

Опыт 1. «Цветные круги»

Для опыта понадобятся круги, вырезанные из цветных пластиковых папок (красного, желтого и синего цветов). Накладываем кружочки по очереди друг на друга и смотрим, какой новый цвет получается при смешивании выбранных двух. Вывод: имея основные цвета художник может получить другие цвета и оттенки путем смешивания основных цветов.

Опыт 2. «Бегущие краски»

В ходе опыта дети делаю вывод, что при смешивании двух цветов получается третий.

Опыт 3. «Палитра на молоке»

Добавляем краску разных цветов в молоко. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдаем, как появляются цветные узоры. Смочив ватную палочку в жидком мыле, окунаем ее в цветное молоко и держим несколько секунд. Чтобы получить интересные узоры, можно подуть на молоко. Цветные узоры будут «убегать» от палочки. Молоко само начнёт двигаться.

Художники – чтобы получить новый цвет, пользуются палитрами. Смешать цвета можно не только в палитре, но и на молоке.

Дома родителям с детьми предлагаем провести исследовательскую деятельность по изготовлению пальчиковой краски по рецепту: 2 стакана муки, 1,5 стакана воды, 7 столовых ложек соли, 1,5 столовых ложки растительного масла, пищевой краситель

Приготовление: в муку добавляем соль, а потом – тонкой струйкой вливаем воду. Постоянно помешиваем, чтоб не образовывались комочки (можно взбить миксером или блендером). Добавляем масло.

Консистенцией масса должна получиться, как жидкая сметана. Если будет сильно жидкая – добавляем муку, если густая – воду.

Далее – нашу будущую краску разливаем по емкостям и в каждую добавляем свой пищевой краситель.

Профессия «Геолог»

Исследовательская деятельность :

Опыт 1. «Загадочный мир камней» пришли к выводу, что камни по форме, цвету и размеру бывают разные. Они тонут в воде, потому, что они тяжелые и плотные. Камень прочнее дерева. Камень тяжелее дерева и пластика.

Опыт 2. «Волшебная соль» в ходе исследования мы узнали, что соль – вещество белого цвета, не имеет запаха, растворяется в воде, делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.

Опыт 3. «Что такое песок», изучив выделили такие свойства, как сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; также познакомились со способом изготовления рисунка из песка.

Пришли к выводу, что профессия геолога одна из самых интересных профессий в мире среди тех, кто ищет загадки и любит тайны. Геолог — профессия трудная. Она требует не только знаний, но и крепкого здоровья, хорошей физической подготовки.

Профессия «Микробиолог»

Исследовательская деятельность :

Опыт 1. «Микробы»

Дети посыпали руки мукой, чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть и показали, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки.

Пришли к выводу, что для профилактики различных заболеваний необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.

Опыт 2. «Защищает ли нас маска?»

Для опыта взяли зеркало и подышала на него – оно «запотело». Тогда одели маску и еще раз подышали на зеркало, оно осталось чистым.

Вывод: маска защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Опыт 3. «Чистые руки»

Для проведения опыта необходимо взять ламинированную картинку с изображением рук. Маркером нарисовать «микробов». С помощью салфетки намоченной в воде попробовать стереть микробов, а затем на салфетку добавить мыло и помыть руки с мылом.

Вывод: мыло помогает легко удалить микробов с поверхности рук и различных предметов, поэтому руки нужно мыть с мылом.

Микробиолог изучает невидимый мир микроорганизмов. Мир, о котором человек, зачастую, даже не подозревает, но который можно легко увидеть с помощью микроскопа. Детям была объяснена важность данной профессии для сохранения здоровья людей. Эта профессия предполагает новые открытия, создание уникальных лекарств для людей и животных.

Профессии космической индустрии

Исследовательская деятельность :

Опыт. «Запуск ракеты».

Дети надевают на трубочки макет ракеты. Дуя в трубочку, ракета улетает.

Опыт «Запуск ракеты с чернильным двигателем».

(Нам понадобится фигура ракеты из цветного картона (либо из обложки от плотной пластиковой папки, чернила из ручки, большая чистая ёмкость с водой).

Обрезаем стержень и выдуваем капельку чернил на самый конец ракеты. Аккуратно кладём на воду. Ракета начинает движение!

Почему она движется?

Это возникает из-за разницы поверхностного натяжения двух жидкостей, в результате возникает течение, которое и толкает нашу ракету.

Так и работает реактивный двигатель.

Опыт. «Утечка жидкости на космической ракете».

(На листе бумаги рисуем емкость и помещаем его в файл. Наносим на салфетку немного растительного масла и протираем ей поверхность файла. Из краски с водой оставляем цветные капли по всему листу. Даем ребенку зубочистку и просим собрать капли жидкости в нарисованную емкость. Так собираем все капли).

Опыт. «Вселенная».

Наливаем молоко в емкость и украшаем его блестками, которые будут имитировать звезды. Добавляем в разные участки молока несколько капель разноцветных красителей. Когда мы добавим жидкое мыло в молоко оно начинает взаимодействовать с жиром молока и разрушает поверхностное натяжение. Таким образом, мыло «разбивает» пленку на мелкие кусочки и создаёт маленькие волны и кольца на поверхности молока, которые увлекают за собой красители, образуя красивые узоры и вихри.

Каждая профессия имеет свою уникальность. И при ознакомлении с профессией всегда можно найти что-то тайное и еще неизведанное для детей, которое можно увидеть ребенку собственными глазами, принять личное участие в совершении волшебства и понять в чем заключаются трудовая деятельность по данной профессии. Например, профессия «Строитель» проводим опыт по созданию бетонных блоков. Профессия «Вулканолог» - опыты «Проснувшийся вулкан», «Бурление лавы»; «Электрик» - опыты со статическим электричеством»; «Почвовед» - опыты с землей; «Водитель» - опыты с колесом, трение и торможение; «Детектив» - опыты по поиску отпечатков и прочтении тайных знаков и другте.

В современном мире существует огромное количество видов труда. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

В ходе работы по ранней профориентации с использованием опытно-экспериментальной деятельности дети с ОВЗ смогли расширить свой кругозор и подкрепить свои знания практическими навыками. Работу по данному направлению считаем продуктивной и перспективной. Мы убеждены, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий через опытно-экспериментальную деятельность.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность «Посадка лука» в смешанной ранней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Посадка лука» в смешанной ранней группе Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, способе его выращивания. Предварительная работа: рассказ.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство ранней профориентации дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 17:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство ранней профориентации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Домарева (УИ 53015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД