Ольга Василенко
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования Ейский район
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Василенко Ольга Викторовна
2017 год
Слайд № 1
Добрый день уважаемые коллеги!
Слайд № 2
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Как известно, дети-дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Слайд № 3, 4, 5, 6, 7
Анализируя все детские как? зачем? почему? передо мной встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что одним из факторов познавательного развития является детское экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать.
Слайд № 8, 9, 10
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому опытно-экспериментальная деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Слайд № 11
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:
практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Исходя из цели, поставила задачи.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;
5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Слайд № 12
Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:
На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела анализ знаний детей о живой и неживой природе.
На 2-м и 3 этапах – наметила план создания предметно-развивающей среды и разработку комплексно- тематического планирования с учетом знаний детей.
4-й этап - основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Слайд № 13, 14, 15, 16
Для решения поставленных задач совместно с родителями в группе создала предметно- развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована детская мини - лаборатория «Почемучки», где представлены все материалы для исследования, отвечающая всем требованиям организации уголка экспериментирования. Реализацию поставленных перед собой задач мы осуществляем в непрерывной образовательной деятельности, во время лабораторных работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Слайд № 17
Ребята самостоятельно выдвигают гипотезу, ищут пути доказательств выдвинутой гипотезы, проводят опыты иэксперименты, делают вывод. В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес очень высоки. Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучениямаксимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Слайд № 18
В заключение хочется процитировать слова известного психолога П. П. Блонского:
«Пустая голова не рассуждает.
Чем больше опыта,
тем больше способна она рассуждать
Слайд № 19
Спасибо за внимание!