МААМ-картинки

Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ

Климова Светлана Александровна
Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ

Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ

В настоящее время расстройства аутистического спектра являются одним из самых распространенных нарушений психического развития в детской популяции. Решение проблемы заключается в необходимости оказания ранней своевременной и адекватной коррекционной помощи, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка-аутиста.

Публикация «Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ» размещена в разделах

Основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС - формирование базовых навыков общения и социальной адаптации, создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала воспитанника с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы

Приоритетным направлением деятельности тьютора, воспитателя. учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога является создание условий для развития коммуникации и коммуникативной функции речи.

Дети с аутистическими расстройствами посещают группу нашего ДОУ с раннего возраста, находясь на кратковременном пребывании в комбинированной группе для детей с РАС (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Чтобы адаптация протекала более успешно, родители приходили с детьми на прогулку по территории будущего садика, наблюдали вместе, за играми детей. В первые недели или даже месяцы приводили ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания. Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» моментов, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и ходил в туалет в ДОУ начинает отказываться от еды, (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая даже туалет).

Для решения поставленной цели развивающая предметно-пространственная среда для работы с детьми РАС используются следующем образом: различные помещения для разных типов занятий. Это помогает преодолевать страхи и сложности освоения пространства, а также облегчает переключение, так как в каждом помещении создаётся свой стереотип поведения.

приход в физкультурный зал настраивает детей на занятия физкультурой и игровую деятельность в изостудию – на творческие занятия, в групповую комнату – на сюжетно-ролевую игру, музыкальный зал - на музыкально – ритмические игры, сенсорная комната – направленная на успокоение и релаксацию.

кабинеты для индивидуальных занятий с учителем – дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом - сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде, преодоление трудностей речевого развития.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия организуются с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных и общих особых образовательных потребностей. Все занятия четко структурируются и планируются так, чтобы игры, насыщенные движением, яркими сенсорными и эмоциональными впечатлениями, или требующие волевых усилий, могли чередоваться со спокойными занятиями. Ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют деятельность и поведение ребёнка. С каждым из детей в соответствии с индивидуальной программой развития специалисты проводят индивидуальные занятия. Причем каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Работа ведется всеми специалистами, придерживаясь определенного плана. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу.

Дети находятся в группе без родителей в сопровождении тьютора. С ними проводятся индивидуальные формы различной детской деятельности. Для организации деятельности группы, принимающей ребенка с РАС, создается среда, гибко меняющаяся под нужды конкретного ребенка. Использование стратегий маркировки среды, организации рабочего пространства и учебного материала для детей с РАС также является важным условием организации этой группы. При планировании и организации образовательного процесса в группе социальной адаптации используются принципы сенсорной интеграции.

Одной из задач деятельности группы является вовлечение в образовательный процесс семьи. Индивидуальная работа с семьей является необходимой составляющей эффективного взаимодействия и социальной адаптации ребенка с РАС.

Разумеется, ребенок испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно в начале посещения детского сада. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не проявляет интереса к занятиям. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя во время музыкального занятия даже не пытался петь. (Колядки)

Многие родители детей с РАС, замыкаясь на своём ребёнке, часто оказываются в изоляции, испытывают дефицит общения, нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с особыми детьми. Для преодоления этой проблемы в ДОО организован родительский клуб. Родителям предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы. Организуются мастерские по изготовлению игрушек, поделок, дидактического материала для занятий с детьми и оформления группы. С родителями индивидуально работают специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Работа специалистов с родителями направлена на восполнение пробелов психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Бывает так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.

Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

1. Принимаем ребенка таким, какой он есть.

2. Строго придерживаемся определенного режима и ритма жизни ребенка.

3. Соблюдаем ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

4. Учимся улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

5. Как можно чаще разговариваем с ребенком.

6. Обеспечиваем комфортную обстановку для общения и обучения.

7. Терпеливо объясняем ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).

8. Избегаем переутомления ребенка.

Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.

Условия построения инклюзивного (интеграционного) образовательного процесса.

1. Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Численность детей с ДЦП в группе. Наполняемость инклюзивной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка, определяется на основании рекомендаций СанПиН. В группы могут включаться дети как одного возраста, так и разных возрастов (разновозрастные группы). Обычно 3-4 особенных ребенка на группу в 25 человек.

3. Индивидуальный образовательный маршрут. Для каждого воспитанника группы составляется индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывается адаптивная программа (только с согласования родителей и ПМПК)

4. Финансируются комбинированные группы по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

5. Комплектование педагогического состава. Воспитатели должны получить соответствующую квалификацию. Помимо должности логопеда и педагога-психолога в штат дошкольного образовательного учреждения вводится должность дефектолога, тьютера, в зависимости от финансовых возможностей ДОУ. К работе с воспитанниками привлекаются также музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по лечебной физкультуре, необходимый медицинский и обслуживающий персонал.

6. Материально-технические условия (пандусы и т. д.)

7. Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми в условиях инклюзивной практики. На данном этапе дошкольного образования в Г. о. Подольск воспитатели, работающие с особыми детьми, не имеют специальной подготовки (только в единичных случаях есть, им рекомендуется пройти переподготовку. Лучше проходить курс переподготовки по направлению «Дефектология»

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

развитие игровой деятельности;

развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

формирование математических представлений;

развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

В детских садах, где осуществляется инклюзивное образование, могут быть созданы дополнительные структурные подразделения:

· центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

· консультативный пункт (КП)

· лекотека

· служба ранней помощи (СРП)

Опыт реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях успешно внедряется на территории Городского округа Подольск.

При отсутствии необходимых знаний и технологий, можно обратиться к педагогам из тех садов, где активно работают группы компенсирующего и комбинированного вида. Например, д / с № 8 «Светлячок» пос. Львовский, №15 п. Львовский, ,№34 «Надежда» г. о. Подольск, №48 «Яблонька»

Более подробно вы можете ознакомиться с опытом работы данных учреждений на их сайтах.

Плюсы инклюзии.

Самое главное,что от инклюзивного образования выигрывают не только дети с ДЦП, но и обычные дети.

От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее. Если он что-то не умеет делать,то видя, как другие дети делают,тоже будет стараться научиться. Для ребенка с ДЦП э особенно важно, он такой же ребенок,как и все остальные, только внешне несколько отличася, но от так же переживает свои успехи и неудачи, как обычный ребенок. Ему нужно приложить в 100 раз больше сил, чтобы достичь результата.

От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.

Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.

Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.

На индивидуальных занятиях со специалистами закрепляются знания по лексическим темам, уделяется много времени отработке письма, чтения, математическим навыкам, мелкой и крупной моторике, речи, социальным навыкам.

На групповых занятиях происходит генерализация знаний и умений, освоенных детьми ранее индивидуально, также осваиваются навыки, необходимые для обучения в группе – выполнять деятельность по очереди, спокойно ждать свою очередь, не отбирать желаемый предмет и отдавать его, когда придет время, много времени уделяется совместной игре педагог-ребенок и ребенок-ребенок.

В коррекционной работе с детьми с особенностями в развитии необходимо четко ставить цели и задачи, выявлять, что наиболее важно для ребенка на данный момент. Основная задача детского сада - максимально подготовить детей к школе, научить социально-приемлемому поведению. В первую очередь дети с РАС должны быть готовы к самому процессу обучения. Соблюдать правила в обучающей среде - садиться за стол по просьбе учителя, по звонку вставать из-за парты, слушать и не перебивать учителя, не вставать и не уходить во время урока, высказывать свою просьбу социально приемлемым способом, поднимать руку во время урока, обращаться к учителю по имени отчеству. Задач перед ребенком с РАС стоит колоссально много, и с каждой необходимо работать по отдельности. Нужно вложить много сил со стороны педагогов, воспитателей и самих детей, проделать огромнейшую работу для достижения поставленной цели – выпустить из детского сада социализированными и готовыми к обучению в школе детей, к взаимодействию с учителями и сверстниками.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ»Консультация для педагогов «Организация книжного уголка в ДОУ» Что касается детской литературы, художественного слова, то общение с ними для ребенка должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ
Опубликовано: 4 октября 2022 в 16:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД