Получи документы

Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений

Анна Абильмажинова
Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений

«Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений»

Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияла на интерес к чтению и к книге, как у взрослого, так и у ребенка. Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Публикация «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» размещена в разделах

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств и взаимоотношений, она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоциями. Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального, познавательного развития личности. Благодаря книгам ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. И наша задача как педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать и развивать и в этом нам огромную помощь может оказать художественная литература. Именно художественное произведение может стать источником для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Метод экспериментирования - один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира используемый в работе с детьми дошкольного возраста. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Процесс детского экспериментирования можно эффективно сочетать с процессом ознакомления со сказками, как один из эффективных вариантов развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Мы хотим представить вам опыт нашей проведенной исследовательской работы по русской народной сказке «Колобок» в старшей группе.

Все началось с того, что дети с музыкальным руководителем готовили мюзикл по сказке «Колобок» и прейдя с репетиции стали делиться впечатлениями. Кто- то из ребят стал смеяться и говорить, что это сказка для малышей, а они уже большие.

Мы поддержали интерес ребят и решили прочитать сказку еще раз и разобраться все ли так просто в сказке.

Надо сказать, что существует несколько вариантов этой сказки и при внимательном прочтении ребята заметили разницу. В одной старуха по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала горсти две муки.

А в другой взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две.

У ребят возникли вопросы, что обозначают эти слова: амбар, короб, сусека, пригоршня, горсть.

- Почему бабка испекла, какой - то колобок, а не просто хлеб? Откуда такое название?

Если колобок – это, всё-таки, хлеб, как же его готовили?

- Как и где пекли хлеб раньше?

-Какие ингредиенты нужны для выпечки хлеба?

- Почему «Колобок» может катиться?

Вопросов возникло много и для их решения мы подключили к нашей работе родителей.

Дети с удовольствием делились своей информацией друг с другом, ребята подготовили дома с родителями небольшие сообщения о том, что обозначают старинные слова, поделились рецептами «колобков», а некоторые испекли и угостили всех чудесными, вкусными и душистыми колобками.

В группе развернулась целая лаборатория по изучению муки, ее свойств, качеств и разновидностей. А также ребята знакомились со свойствами соли.

Мы замешивали соленое тесто и лепили с ребятами колобков, а затем их раскрашивали.

Работа на столько увлекла ребят, что останавливаться они не хотят и теперь решают какую сказку они прочитают повнимательнее.

Если внимательно вчитывается в художественное произведение, оно может стать основой для исследовательской деятельности. Для Вас мы подготовили небольшую подборку таких произведений

Русская народная сказка «Курочка ряба» - знакомство с законами физики, свойства куриного яйца.

Русская народная сказка «Вершки и корешки» - посадка семян, условия для роста растений, классификация по двум признакам (съедобные и несъедобные части растения);

Русская народная сказка «Колобок» - знакомство со свойствами муки, соли;

Русская народная сказка «У страха глаза велики» - измерение жидкости, использование разных сосудов;

Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк» - опыты с водой, свойство замерзать;

Русская народная сказка «Снегурочка» - знакомство со свойствами льда и снега;

Русская народная сказка «Лапоть соломинка и пузырь» - формировать представление о плавучести предметов и их свойствах.

Украинская народная сказка «Колосок» - проследить путь от зернышка до хлеба

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» - знакомство с разными способами очистки воды ;

Английская сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка» - расширение представления у детей о свойствах природного материала, используемого для строительства домов.

Венгерская сказка " Два жадных медвежонка", деление на части.

Сказка В. В. Бианки «Как муравьишка домой

спешил» - уточнить знания детей о насекомых, условиях их жизни, их пользе для человека и природы;

Г. Остер «38 попугаев» - измерение длины с помощью условных мерок;

Н. Носов "На горке" - опыты : свойства льда, трение.

Н. Носов «Мишкина каша» - измерение сыпучих веществ и счет.

Муур Лилиан «Крошка Енот и тот, кто сидит в

пруду» - опыты : отражение в воде, от разных поверхностей;

Рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка» -

знакомство с законами физики, закон Архимеда;

Сказка В. Сутеева "Яблоко" - деление на части;

Сказка В. Сутеева "Кораблик" - конструирование из любого материала, изучение плавучести разных материалов;

Стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» - знакомство со свойствами воды и мыла, образование мыльных пузырей;

Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» - знакомство с плавучими материалами;

Мы убеждены, что художественные произведения позволят Вам раздвинуть границы реального мира, и создадут предпосылки, побуждающие каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок станет не просто слушателем, а активным

участником поисково-исследовательской деятельности.

Успешной Вам работы.

Публикации по теме:

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений
Опубликовано: 21 мая 2020 в 14:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД