МААМ-картинки

Опыт работы «Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников»

Людмила Брюханова
Опыт работы «Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников»

«Организация

проектной и исследовательской

деятельности обучающихся»

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Публикация «Опыт работы „Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Дети по природе своей исследователи. Поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Интерес к организации проектной и исследовательской деятельности дошкольников возник не сегодня, но в настоящее время он особо актуален, так как наша жизнь, и мир в целом развивается быстро, настолько быстро, что человек 21 века должен проявлять исследовательский интерес к происходящему вокруг. Поэтому и в образовании высок интерес к исследовательским методам обучения и проектированию.

Развитие познавательной активности у дошкольников способствует росту детской любознательности, пытливости ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Цель организации исследовательской и проектной деятельности в дошкольном учреждении заключается не только в том, чтобы сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции и способность к исследовательскому мышлению, но и научить детей работать как самостоятельно, так и в коллективе, договариваться со сверстниками и взрослыми, ставить перед собой и решать задачи, делать выводы.

Любая проектная деятельность раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, формирует его характер, раскрывает интересы и потребности.

Основная цель исследовательской и проектной деятельности дошкольников не научный продукт, а творческое развитие самого дошкольника, его творческих способностей. А в силу того, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел, проектная деятельность носит и характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и обязательно родители.

При осуществлении проектной деятельности нужно учитывать следующие принципы:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- воспитатель является руководителем проекта;

-каждый ребенок должен внести вклад в выполнение проекта;

- подготовить участников к выполнению проекта;

- создать условия для успешного выполнения проекта;

- обязательная презентация результатов работы по проекту – создание альбома, коллекции, выступления и др.

Проекты могут быть как длительные, так и кратковременные, а также различаться по видам:

- исследовательские;

- творческие;

- практико-ориентированные;

- информационные;

- ролево-игровые.

В ходе исследовательской деятельности перед нами стоят следующие задачи:

- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

-Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Стимулировать желание детей экспериментировать.

Развитие исследовательской деятельности дошкольников проходит по следующим этапам:

1 этап – появляется любопытство

2 этап – увеличивается осмысление восприятия окружающего мира

3 этап – развитие наглядно-образного мышления и воображения

4 этап – доминирующим мотивом выступает познавательный, а не практический.

Основным методом детской исследовательской деятельности наряду с методом проектов является экспериментирование. Преимущества этого метода заключаются в контакте ребенка с предметами, материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах, возможностях, а также в разнообразии форм его организации : от простой беседы или игры до опыта с набором соответствующих материалов (фартук, увеличительное стекло, микроскоп и др.).

Еще одним преимуществом экспериментирования является результат, который можно зачастую получить достаточно быстро.

Если говорить о возрасте детей, с которого лучше начинать организовывать исследовательскую деятельность, то нужно вспомнить, что ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития.

Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную деятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т. д.). Вопрос состоит лишь в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.

Наша основная задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.

В нашем детском саду мы создаем все условия для развития исследовательской деятельности дошкольников, расширения их кругозора, воспитания любви к природе.

В каждой возрастной группе организованы центры экспериментирова-ния для проведения опытов и исследований, организуются педагогами наблюдения на прогулке, в свободной деятельности, в режимных моментах и по запросам детей. В старшем возрасте уделяется особое внимание ознакомлению детей с энциклопедиями, как источниками информации об окружающем мире.

В центрах экспериментирования располагаются:

- емкости, различные по объему и форме;

- песочные часы;

- весы;

- природный и бросовый материал (ракушки, камешки, пробки и др.);

- мерные стаканчики, пипетки;

- фартуки;

- баночки с крышками, трубочки, ложки, и др.

- глобус;

- микроскоп, лупы;

- картотека опытов, и т. д.

Наполнение центров, а также сложность проводимых экспериментов зависит от возраста детей. Ребята всегда с интересом обсуждают предлагаемые эксперименты, активно участвуют в их проведении, а также сами предлагают варианты опытов.

Дети учатся аккуратности, безопасному поведению в процессе работы. Они нарабатывают бесценный опыт и знания, которые пригодятся им в дальнейшем обучении в школе. А самое главное – они учатся не только задавать, но и находить ответы на вопросы.

И, что особенно ценно, в ходе проектной и исследовательской деятельности, повышается уровень личной уверенности каждого ребенка через понимание своих возможностей, личный рост, а также развивается сознание значимости коллективной работы для получения результата.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что организация проектной и исследовательской деятельности детей не простой, но значимый для всестороннего развития воспитанников, процесс.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группеОпыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе Выступление на педсовете: "Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе «Ромашка».Описание материала: данная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 15 октября 2021 в 20:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД