Людмила Брюханова
Опыт работы «Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация
деятельности обучающихся»
Люди, научившиеся наблюдением и опытом,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Публикация «Опыт работы „Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
Дети по природе своей исследователи. Поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Интерес к организации проектной и исследовательской деятельности дошкольников возник не сегодня, но в настоящее время он особо актуален, так как наша жизнь, и мир в целом развивается быстро, настолько быстро, что человек 21 века должен проявлять исследовательский интерес к происходящему вокруг. Поэтому и в образовании высок интерес к исследовательским методам обучения и проектированию.
Развитие познавательной активности у дошкольников способствует росту детской любознательности, пытливости ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Цель организации исследовательской и проектной деятельности в дошкольном учреждении заключается не только в том, чтобы сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции и способность к исследовательскому мышлению, но и научить детей работать как самостоятельно, так и в коллективе, договариваться со сверстниками и взрослыми, ставить перед собой и решать задачи, делать выводы.
Любая проектная деятельность раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, формирует его характер, раскрывает интересы и потребности.
Основная цель исследовательской и проектной деятельности дошкольников не научный продукт, а творческое развитие самого дошкольника, его творческих способностей. А в силу того, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел, проектная деятельность носит и характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и обязательно родители.
При осуществлении проектной деятельности нужно учитывать следующие принципы:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- воспитатель является руководителем проекта;
-каждый ребенок должен внести вклад в выполнение проекта;
- подготовить участников к выполнению проекта;
- создать условия для успешного выполнения проекта;
- обязательная презентация результатов работы по проекту – создание альбома, коллекции, выступления и др.
Проекты могут быть как длительные, так и кратковременные, а также различаться по видам:
- исследовательские;
- творческие;
- практико-ориентированные;
- информационные;
- ролево-игровые.
В ходе исследовательской деятельности перед нами стоят следующие задачи:
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
-Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Развитие исследовательской деятельности дошкольников проходит по следующим этапам:
1 этап – появляется любопытство
2 этап – увеличивается осмысление восприятия окружающего мира
3 этап – развитие наглядно-образного мышления и воображения
4 этап – доминирующим мотивом выступает познавательный, а не практический.
Основным методом детской исследовательской деятельности наряду с методом проектов является экспериментирование. Преимущества этого метода заключаются в контакте ребенка с предметами, материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах, возможностях, а также в разнообразии форм его организации : от простой беседы или игры до опыта с набором соответствующих материалов (фартук, увеличительное стекло, микроскоп и др.).
Еще одним преимуществом экспериментирования является результат, который можно зачастую получить достаточно быстро.
Если говорить о возрасте детей, с которого лучше начинать организовывать исследовательскую деятельность, то нужно вспомнить, что ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития.
Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную деятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т. д.). Вопрос состоит лишь в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.
Наша основная задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.
В нашем детском саду мы создаем все условия для развития исследовательской деятельности дошкольников, расширения их кругозора, воспитания любви к природе.
В каждой возрастной группе организованы центры экспериментирова-ния для проведения опытов и исследований, организуются педагогами наблюдения на прогулке, в свободной деятельности, в режимных моментах и по запросам детей. В старшем возрасте уделяется особое внимание ознакомлению детей с энциклопедиями, как источниками информации об окружающем мире.
В центрах экспериментирования располагаются:
- емкости, различные по объему и форме;
- песочные часы;
- весы;
- природный и бросовый материал (ракушки, камешки, пробки и др.);
- мерные стаканчики, пипетки;
- фартуки;
- баночки с крышками, трубочки, ложки, и др.
- глобус;
- микроскоп, лупы;
- картотека опытов, и т. д.
Наполнение центров, а также сложность проводимых экспериментов зависит от возраста детей. Ребята всегда с интересом обсуждают предлагаемые эксперименты, активно участвуют в их проведении, а также сами предлагают варианты опытов.
Дети учатся аккуратности, безопасному поведению в процессе работы. Они нарабатывают бесценный опыт и знания, которые пригодятся им в дальнейшем обучении в школе. А самое главное – они учатся не только задавать, но и находить ответы на вопросы.
И, что особенно ценно, в ходе проектной и исследовательской деятельности, повышается уровень личной уверенности каждого ребенка через понимание своих возможностей, личный рост, а также развивается сознание значимости коллективной работы для получения результата.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что организация проектной и исследовательской деятельности детей не простой, но значимый для всестороннего развития воспитанников, процесс.