Елена Клишева
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое предметно-пространственная среда?» Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально - бытовых, общественных, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Формирование предметно-пространственной среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
• Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
Возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
• Максимальная реализация образовательного потенциала пространства ДОУ, группы
• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей
• Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации самосовершенствования педагогов
• Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми
Создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В каждой ДОО РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.
РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
Основные принципы организации РППС.
Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности
Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности
Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных и инновационных элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
При формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.
Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО. Поэтому стоит избегать негативного влияния со стороны игровой продукции.
Объективные показатели негативного влияния:
• Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)
• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности
• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)
• Формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе и сексуальных
• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)
• Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников :
1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) :
- физические риски;
- психологические риски;
- нравственные риски.
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
- возрастным особенностям ребенка;
- индивидуальным особенностям;
- специальным особенностям ребенка.
Формирование предметного содержания РППС ДОО.
Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны:
• Социально-личностное развитие
• Познавательно-речевое развитие
• Физическое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Функциональные зоны подразделяются на центры развития.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
• «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
• все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
• у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Создавая развивающую среду необходимо помнить :
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Вывод: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности и интересов.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013г.
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных ситуаций» СанПиН 2.4.1.3049-13
3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. - М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96с.
4. Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации : современные подходы и технологии. Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 288.