Получи документы

Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Марина Ефимцева
Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ :

«Оригами как средство развития творческих способностей детей

дошкольного возраста»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ЕФИМЦЕВА МАРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Орел, 2020

Оглавление

1. Введение…стр. 3

2. Основная часть

1) История возникновения искусства оригами….…стр. 5

Публикация «Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2) Искусство оригами как средство развития творческих способностей детей…. …стр. 6

3) Содержание работы с детьми дошкольного возраста. стр. 8

3. Заключение…стр. 10

4. Список используемой литературы…. стр. 12

Введение

В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

Ручной труд в детском саду должен опережать все другие занятия или по крайней мере начинаться одновременно с ними. Вид ручного труда должен соотноситься с врожденными способностями ребенка, только в этом случае труд будет посильным, привлекательным и полезным. В работе над развитием творческого мышления важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к творчеству ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты творческих решений, которые на первый взгляд кажутся абсурдными или невероятными. Развитию детского творчества способствует такое искусство, как оригами.

Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между игрой и учебой.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников, а также как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного занятия.

Особенно наглядно оригами выявляет конструкторские способности. Творчески пополняют складывание «ребусы» оригами : пропускается один, а позже и более, этап складывания фигурки, и надо самостоятельно восстановить пропущенное. Это упражнение постепенно подводит наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, изобретению. Творческий накал поддерживают конкурсы, соревнования. Доказано, что у тех, кто занимается оригами, повышается внимание, собранность, дисциплина (без нее ничего не сложишь, быстро работает ум, появляется уверенность в своих силах и способностях.

«Умей занять детей - вот единственное правило дисциплины», - сказал А. В. Луначарский. Светлые слова на все времена. Дайте детям дело, которое соответствует их природе, и самая разрушительная энергия сублимируется в созидательную.

Детей нужно не просто учить складывать оригами за воспитателем, а познакомить с графическим языком оригами, тогда страх, слезы, ошибки в процессе складывания пройдут сами собой. Графический язык, состоящий из нескольких видов линий и стрелок, вполне доступен детям дошкольного возраста, если учить ему постепенно, не спеша и закреплять практическими действиями. А как важно для ребенка самому создать что-либо, почувствовать свою силу, внести что-то свое - новое, выразить свое «я»!

1. История возникновения искусства оригами.

Оригами (яп., букв. : «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Именно там, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. В этом году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, вместе с путешествующими в Японию китайскими монахами, стали путешествовать и некоторые тайны. И в 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом на котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами.

В современном понимании оригами можно выделить несколько аспектов.

Оригами – это бумажные фигурки, которые можно по-разному использовать.

Оригами – это техника складывания бумаги, основанная на выполнении специфических приемов и знании системы условных обозначений, которые изобрел известный японский оригамист Акира Ёсидзава.

Оригами – это одна из культурных традиций японского народа, ставшая частью мировой культуры.

Оригами – это мир общения по интересам, не знающий границ, объединяющий людей разных возрастов, профессий, национальностей.

Оригами – искусство, и, как любое искусство, оно является средством самовыражения и самопознания, развития творческого потенциала.

Оригами – приятный и полезный способ проведения досуга, занятие для души.

Главное при освоении техники складывания бумажных фигурок – это обладать терпением и желанием окунуться в многогранный мир оригами.

2. Искусство оригами как средство развития творческих способностей детей.

Оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение.

Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Для развития творческих способностей самым благоприятным возрастом, по общему мнению психологов и педагогов, является старший дошкольный возраст. Это обусловлено тем, что именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Большие возможности развития творческих способностей открывают занятия оригами. Складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логика. У детей активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами не просто развлечение. Педагогами разных стран выявлено, что оригами :

Развивает творческие способности, творческое мышление, воображение;

Развивает пространственное воображение, память, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; Знакомит с основными геометрическими понятиями;

Улучшает способность следовать устным инструкциям;

Расширяет коммуникативные способности.

Кроме развивающих задач, оригами помогает решить и воспитательные задачи, такие как:

Воспитывает интерес к созданию образов через поделки в технике оригами; Воспитывает личность ребенка, как активного, с эстетическим отношением к действительности человека;

Воспитывает самостоятельность, терпение, усидчивость и аккуратность при выполнении работы.

Художественное творчество дошкольников проявляется не только в разных видах детской деятельности, но и большой потенциал для раскрытия детского творчества оказывается в художественном труде. Художественный труд играет важную роль в учебно-воспитательном процессе дошкольных учебных заведений, и традиционно относится к творчески-продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок создает из различных видов материалов полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Р. З. Кишмакова отмечает, что важное свойство оригами, которое способствовало его стремительному распространению - неограниченные возможности, кроющиеся в листке бумаги. Теория изобретательства считает, что идеальный конструктор обязан состоять из одной лишь детали, с помощью которой можно создать множество форм. Это полностью относится к оригами, где из одного листа (детали) складываются тысячи разнообразных фигур.

Для освоения детьми техники оригами используются такие методы и приемы, как устная инструкция педагога, показ с проговариванием действий, демонстрация пооперационной карты. При этом очень важно пользоваться общепринятой терминологией, раскрывать понятийную сторону терминов (угол, центр, сторона, линия и др.). Старшие дошкольники достаточно быстро усваивают данные понятия и могут применять их в деятельности. Также для создания мотивации к выполнению поделки важно применять игровые приемы, художественное слово, создание проблемных ситуаций.

Для предупреждения утомляемости в соответствии с темой подбираются различные пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Например, сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Ребенку необходимо, чтобы с ним играли, фантазировали и сочиняли, а не поучали его, ведь «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо». Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей, именно в игре дети проживают различные ситуации.

Оригами – ступенька в речевом и личностном развитии ребенка.

3. Содержание работы с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы с детьми по развитию у них навыков работы с бумагой в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В средней группе, начиная со II квартала, детей знакомят с бумагой, её особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери; к автобусу — колёса). У детей формируют и более общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца. Также развивают глазомер, чёткость движения рук.

В старшей группе продолжается совершенствование умений детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов (треугольников). Детей учат складывать бумагу по диагонали, чётко совмещая стороны и углы. Также детей учат работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру. Детей учат создавать несложные композиции.

В подготовительной группе на занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить её по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать по шаблону. Дети учатся делать различные поделки — игрушки, украшения, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Детей учат создавать сложные сюжетные коллективные работы.

В процессе конструктивной деятельности решаются и воспитательные задачи. У детей формируются моральные качества личности, навыки общения и трудовой деятельности в коллективе, воспитываются нравственные чувства.

В основе любой поделки лежит определённая заготовка - базовая форма. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Это залог успеха в достижении результата.

Каждая форма имеет своё название.

- для детей 4-5 лет основаны на базовой форме «треугольник», «книжка»;

- для детей 5-6 лет – к освоенному добавить формы, «двойной треугольник», «конверт», «дверь»; «воздушный змей»;

в 6-7 лет добавляются более сложные формы.

Необходимо запомнить :

- складывать поделки нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;

- поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных оберток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет…Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Далее целесообразно объединить поделки для создания тематических композиций (например «Ваза с цветами», «Подводный мир», «На лесной опушке» и т. д.). В процессе создания таких коллективных работ у детей совершенствуется объяснительная речь, диалогическая речь, коммуникативные способности. Дошкольники обсуждают задуманную композицию, планируют работу по этапам, распределяют обязанности, договариваются об использовании определенных материалов, цветовом решении.

Для развития речи детей стоит уделить особое внимание театру оригами. С помощью оригами можно изготовить маски различных сказочных героев. А для настольного театра – изготовить игрушки с конусообразными туловищами. Еще один вид театра из бумаги – пальчиковый, где туловище и голова персонажей сделаны в технике оригами. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые им сказки с помощью атрибутов, изготовленных своими руками. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Заключение

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого - изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей - отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Но так как речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё один немаловажный факт, это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого - ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Еще одна проблема в воспитании современного дошкольника - это современные игрушки. Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствуют творческой игре.

Таким образом мы видим, что в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье.

Для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни детство, в котором закладываются основы личности человека.

Список используемой литературы :

1. Лиштван, З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. —

М. : Просвещение, 1981.-159 с.

2. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование — М. : Про-свещение, 1999.- 148 с.

3. Соколова, С. В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. – М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2009, 688 с.

4. Кишмакова, Р. З. Уроки труда по оригами [Текст] / Р. З. Кишмакова // Педагогическое творчество – 2005 – №2. – С. 6-10.

5. Оригами как средство формирования и развития творческих способностей школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]. –Режим доступа https://trubinskaya-oosh.edusite.ru/p19aa1.html

6. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду - М. : Линка-Пресс, 2010. — 96 с.

7. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ – М. : Гном – Пресс, 2006, 48с.

8. Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. –Режим доступа https://stud-wiki.turbopages.org/s/stud.wiki/pedagogics/2c0b65635b3bd79a5d43a89521216d37_0.html

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 августа 2020 в 20:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД