Егорова Светлана
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
Воспитатель: Егорова Светлана Павловна
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня не только исследователей, но и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка.
Публикация «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2021
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются – гендерными.
Современные приоритеты в воспитании детей заключаются в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Цель гендерного подхода в педагогике: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Задачи гендерного подхода :
• Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру.
• Воспитывать интерес и хорошее отношение к окружающим людям.
• Развивать представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями.
• Развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, уметь управлять своими эмоциями и поведением.
• Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик» и «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочки, либо мальчики, и обозначают себя соответствующим образом.
К 3-4 годам, ребенок усваивает свою половую принадлежность.
В возрасте с 4 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.
Стереотипы мужского и женского поведения входят в психику ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.
В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.
При совместном воспитании девочек и мальчиков важной педагогической задачей является организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Это могут быть такие игры, как: «Семья», «Больница», «Кафе», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Магазин» и др.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к машинам, оружию.
Игры мальчиков - более предметные, поэтому они предпочитают возиться с конструктором, а игры девочек - более словесные, поэтому они больше играют в вербальные игры.
Игры детей отражают традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за домом, заботятся о детях, готовят еду, стирают белье. Мальчики же водят машины, строят дома, воюют.
Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры :
- внешние различия мужчин и женщин (одежда, прически, доминирующие атрибуты);
- специфические виды деятельности (спорт, профессии, отдых, увлечения);
- особенности личностных качеств и поступков;
- правила взаимоотношения в быту, в общественных местах.
В работе с детьми необходимо проводить различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей.
Особая роль в формировании гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли и взаимоотношения.
Ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра «Больница» идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями – эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком либо.
При подборе материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо обратить внимание на следующее:
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
- на наличие атрибутики и игрового пространства для игр мальчиков, где представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению образов женского и мужского поведения.
Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно чтобы все, что может понадобиться для игры, было рядом. Необходимо, чтобы у девочек было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики, так как у девочек лучше развита мелкая моторика, поэтому им больше требуется мелких игрушек к играм.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат. Но мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Чтобы игры не носили агрессивного характера, нужно учить мальчиков играть в летчиков, моряков, полицейских и создавать для этого соответствующие условия.
Вывод: воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будут определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.
Сформировать правильное представление, какими должны быт мужчины и женщины, очень важно. Надо помочь детям реализовать эти представления через использования в игровой деятельности различных проблемных ситуаций, близких к жизненному опыту.