МААМ-картинки

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Егорова Светлана
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»

Воспитатель: Егорова Светлана Павловна

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня не только исследователей, но и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка.

Публикация «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются – гендерными.

Современные приоритеты в воспитании детей заключаются в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Цель гендерного подхода в педагогике: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Задачи гендерного подхода :

• Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру.

• Воспитывать интерес и хорошее отношение к окружающим людям.

• Развивать представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями.

• Развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, уметь управлять своими эмоциями и поведением.

• Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик» и «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочки, либо мальчики, и обозначают себя соответствующим образом.

К 3-4 годам, ребенок усваивает свою половую принадлежность.

В возрасте с 4 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психику ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.

В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.

При совместном воспитании девочек и мальчиков важной педагогической задачей является организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Это могут быть такие игры, как: «Семья», «Больница», «Кафе», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Магазин» и др.

У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к машинам, оружию.

Игры мальчиков - более предметные, поэтому они предпочитают возиться с конструктором, а игры девочек - более словесные, поэтому они больше играют в вербальные игры.

Игры детей отражают традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за домом, заботятся о детях, готовят еду, стирают белье. Мальчики же водят машины, строят дома, воюют.

Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры :

- внешние различия мужчин и женщин (одежда, прически, доминирующие атрибуты);

- специфические виды деятельности (спорт, профессии, отдых, увлечения);

- особенности личностных качеств и поступков;

- правила взаимоотношения в быту, в общественных местах.

В работе с детьми необходимо проводить различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей.

Особая роль в формировании гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли и взаимоотношения.

Ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра «Больница» идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями – эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком либо.

При подборе материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо обратить внимание на следующее:

- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

- на наличие атрибутики и игрового пространства для игр мальчиков, где представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению образов женского и мужского поведения.

Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно чтобы все, что может понадобиться для игры, было рядом. Необходимо, чтобы у девочек было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики, так как у девочек лучше развита мелкая моторика, поэтому им больше требуется мелких игрушек к играм.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат. Но мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Чтобы игры не носили агрессивного характера, нужно учить мальчиков играть в летчиков, моряков, полицейских и создавать для этого соответствующие условия.

Вывод: воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будут определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.

Сформировать правильное представление, какими должны быт мужчины и женщины, очень важно. Надо помочь детям реализовать эти представления через использования в игровой деятельности различных проблемных ситуаций, близких к жизненному опыту.

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения»Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения» Задачи: Образовательные: • Формировать представление о собственной половой принадлежности. • Формировать нравственно-волевые качества и.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Опубликовано: 3 июля 2021 в 09:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД