МААМ-картинки

Особенности психического развития детей с нарушениями речи

Юлия Николаевна Ивасенко
Особенности психического развития детей с нарушениями речи

Особенности психического развития детей с нарушениями речи

У детей с тяжелой речевой патологией имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. С одной стороны, нарушения речи сказываются на развитии познавательной деятельности, вызывая вторичное недоразвитие мышления и других психических процессов. С другой стороны, у детей с ТНР имеет место замедление темпа психического развития, а также избирательная недостаточность отдельных психических функций вследствие органического поражения мозга (алалия, афазия, дизартрия). Дети отстают в развитии наглядно-образного и, особенно, словесно-логического мышления; без специального обучения с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Мышление их отличается замедленностью, стереотипностью, инфантильностью.

Публикация «Особенности психического развития детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто страдают нарушением функций слухового, зрительного, а иногда и кожно-тактильного анализаторов. Результатом этого является нарушение процесса восприятия. Вследствие органического поражения ЦНС может быть снижена ориентировочная активность, Ии ребенок не стремится к исследованию, изучению предметов. Кроме того, сенсорный опыт детей недостаточно закрепляется и обобщается в слове.

Внимание

Память

Дети с ТНР требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем дети с нормально развивающейся речью. Игры логопатов бедны по содержанию, часто носят однообразный характер. Особенности речи детей, неумение выразить свою мысль, боязнь показаться смешным затрудняют включение их в коллективные игры. У детей часто возникают трудности при необходимости переключения с одного вида деятельности на другой. Дети - логопаты, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, настойчивости в доведении игры до конца. В коллективе с говорящими сверстниками дети держатся в стороне, или играя с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Речь детей - логопатов не является полноценным средством коммуникации. Дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения. Они не обращаются с вопросами к взрослым, не стремятся общаться со сверстниками, не сопровождают речью игровые ситуации. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально-окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказаться от общения речью, охотнее используют жесты.

Динамика формирования двигательной сферы детей с ТНР носит замедленный и качественно отличный от нормы характер. К школьному обучению ни один компонент моторной сферы не достигает в своем развитии возрастной нормы. У большинства детей oотставание моторного развития отмечается уже в раннем детстве. Недостаточность общей (грубой) моторики проявляется при необходимости удерживать равновесие (общее напряжение, покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места и т. п.); при ходьбе, поворотах в движении (несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка и т. п.); при переключении с одного движения на другое (скованность, зажатость, неточность, нечеткость движений, нарушение их порядка и количества). Обнаруживаются также недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений, наличие большого количества синкинезий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточность тонких движений кистей и пальцев рук при ТНР больше выражена по сравнению с общей моторикой. Несформированность мелкой моторики проявляется в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений, в несовершенстве контроля и регуляции движений. У детей наблюдается явление моторной истощаемости: замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу выполнения двигательных актов. Дополняют картину несформированности мелкой моторики у детей с ТНР различные синкинезий (в артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке).

При ТНР дети быстро утомляются и пресыщаются любым видом деятельности. Утомление накапливается в течение дня к вечеру, к концу недели, и сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии (усиление головных болей, нарушения сна). Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность, контроль за собственной деятельностью на протяжении всего занятия. Дети с ТНР характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью’, быстрой сменой настроений. Может проявляться агрессия, навязчивость, беспокойство. Реже наблюдается заторможенность и вялость.

Особенности личности ребенка - логопата связаны с тем, что речевая неполноценность выключает его из детского коллектива. У детей наблюдается замкнутость, негативизм, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности, невротические черты характера.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психического развития детей с нарушениями речи
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 08:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД