МААМ-картинки

«Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте»

Ирина Кобозева
«Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте»

Сенсорное развитие ребенка является одной из основных сторон дошкольного воспитания и составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Но с другой стороны, оно имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое является отражением предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в целостности. Следовательно восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.

Публикация «„Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Во всех видах деятельности для восприятия важную роль играют двигательные ощущения. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Предметы начинают выступать как нечто определенное, постоянное, имеющее неизменные свойства. Развитие предметной деятельности ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость. Освоение ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Большое значение имеет то, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, обозначающего определенный признак, и мог учитывать свойства предметов в практической деятельности. Это создает основу для усвоения сенсорных эталонов.

На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом, которые целенаправлены на уяснение назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной задачей. Постепенно происходит переход от внешних практических действий с предметами к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Соединяя в себе опыт других видов ориетировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Позволяя охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества, формируется процесс рассматривания, в ходе которого дошкольник решает разнообразные задачи. Обследовательские действия ребенка все больше специализируются, преобразуясь в рациональные приемы обследования предметов. Наблюдение превращается в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных задач, проблем. Речь все больше включается в процесс восприятия. Связь восприятия с речью приводит к его интеллектуализации, осмысленность сенсорных эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Процесс восприятия опосредует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словестного обозначения.

Т. о. сенсорное развитие очень важно для дошкольника. Оно позволяет ребенку более полно, содержательно осваивать окружающий мир, играет важную роль не только в психическом, но и в умственном совершенствовании после рождения.

Публикации по теме:

Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений.

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте Постановка проблемы. Познавательные процессы характеризуются тем, что с их помощью человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.

Проблема развития певческого голоса в дошкольном возрасте Проблема постановки певческого голоса в дошкольном возрасте – одна из сложных в музыкальной педагогической практике и теории. Пение - любимый.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, появились нормативно правовые документы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 14:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД