Оксана Симанкова
Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Проблема исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития образования увеличивается количество детей с задержкой психического развития.
Актуальность исследования воображения детей с задержкой психического развития состоит в предупреждении и преодолении школьной дезадаптации, низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения.
Публикация «Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблемой исследования воображения занимались : К. Коффка, Р. Арнхейм, Т. Рибо, А. Бэн, С. Л. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Т. А. Власова, М. С. Певзнер и др.
Цель нашего исследования заключается в разработке и апробировании диагностической программы на исследование воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование проходило на базе МБДОУ № 99 –детский сад комбинированного вида г. Тулы. В исследовании принимало участие 12 детей (6-7 лет, имеющих диагноз задержка психического развития, из которых 7 девочек и 5 мальчиков.
Для диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития составлена диагностическая программа. Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Неполные фигуры» Е. П. Торренса; «Составление изображений объектов» Л. Ю. Субботиной; «Скульптура»; «Три слова» Л. Ю. Субботиной; «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю.
Результаты по каждой методике показали. По методике «Неполные фигуры» у 25% детей средний уровень развития воображения, а у 75% детей низкий уровень развития воображения. По методике «Составление изображений объектов» у 42% детей низкий уровень развития воображения, а у 58% детей средний уровень развития воображения. По методике «Скульптура» у 50% детей низкий уровень развития воображения и у 50% детей средний уровень развития воображения. По методике «Три слова» у 66% детей низкий уровень развития воображения, а у 34% детей средний уровень развития воображения. По методике «Свободный рисунок» у 67% детей низкий уровень развития воображения, у 33% детей средний уровень развития воображения.
Таким образом, составленная и апробированная в исследовании диагностическая программа позволила выявить особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проведенное эмпирическое исследование воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по 5 методикам показало, что у 60% детей общий низкий уровень развития воображения, а у 40% детей общий средний уровень развития воображения.
На основании выводов можно сформулировать ряд рекомендаций для педагогов и психологов :
1) работая с дошкольниками с задержкой психического развития, необходимо своевременно проводить диагностику;
2) использовать для изучения апробированную в исследовании диагностическую программу.
3) использовать коррекционно-развивающую программу, направленную на исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.