Альбина Писарева
Осуществление этнокультурного образования в пространстве ДОУ. Башкирская культура
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Публикация «Осуществление этнокультурного образования в пространстве ДОУ, Башкирская культура» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребёнка, где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличный от его собственной.
Для систематической работы наш детский сад работает по приоритетному направлению: «Этнокультурное образование в пространстве ДОУ».
На протяжении трех лет одной из поставленных задач ДОУ является приобщение дошкольников к этнической культуре.
Сегодня наш детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность.
В условиях многонационального детского коллектива педагог должен иметь представление о культурных традициях семей воспитанников, иначе невозможно организовать воспитательно – образовательный процесс.
Не секрет, что важным условием успешной работы является педагогический коллектив. Поэтому в детском саду впереди шла работа с кадрами. Система работы включала в себя уточнение, а для некоторых работников – приобретение новых знаний по направлению этнокультурного образования.
С педагогами организовывались семинары – практикумы, педагогические часы, консультативные дни по данной теме.
Эта работа позволила вооружить воспитателей новыми знаниями по региональному компоненту, в дальнейшем педагоги успешно применяют их на практике.
Педагогии ведут работу по ознакомлению воспитанников с этнокультурой разных народов, изучают культуру и историю республики во время образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. В каждой группе имеются фотоальбомы с достопримечательностями города, художественные книги башкирских писателей и поэтов, хрестоматии, настольные игры, атрибутика для сюжетно – ролевых игр, подвижных игр. Воспитанники знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры, что способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.
В каждой группе оформлены уголки регионального компонента. Оборудование в уголках Башкирской культуры и быта способствует пополнению и закреплению у детей словарного запаса знаний о быте башкир, позволяет детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, так как чем больше органов задействовано в изучении культуры, тем глубже она усвоится.
Также воспитанники получают знания по региональному направлению на физкультурных и музыкальных занятиях.
Ежегодно проводятся праздники, такие как
«Цветок курая»;
«Осеннее лукошко»;
«Покровские посиделки»
«В гости к бабушке Фанузе»;
«Кузьминки»
«Святки - коляда»
«Нардуган»;
«Масленица»;
«Грачиная каша»;
«Герасим - грачевник»
«Навруз»;
«Овсянничек»;
«Зеленые святки – Праздник русской березки»
«Сабантуй».
В сценарий праздников, развлечений детского сада, которые как правило проводятся на русском языке включаются народные игры, песни и стихи на башкирском, татарском, чувашском и др. языках.
Организовываются выставки работ детского творчества такие как:
«Родному краю посвящаю…»
«Край родной Башкортостан!»
«Природа родного края»
«Цветок курая»
«Любимый город»
В детском саду имеются мини – музеи:
«Музей чувашского народа»
«Музей башкирского орнамента»
«Уфа - мой город»
«Мой Башкортостан», которые позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
В течение года систематически организуется посещение мини – музеев детского сада всеми воспитанниками и их родителями.
В течение года на базе нашего детского сада организуется работа Чувашской воскресной школы Калининского района.
Так, впитывая с детских лет традиции, народной дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.
Для них, маленьких граждан нашей большой Отчизны всё должны быть дорого на родной земле — и её народ, и её история, и её завтрашний день.
Дети сами — наш завтрашний день. А значит будущее Родины в наших руках.
Спасибо за внимание!