Евгения Кравченко
Конспект занятия «Пасхальный сюрприз» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
Методическая разработка ОД
Тема:
Воспитатель: Кравченко Е. В.
п. Новосмолинский
2016г.
Публикация «Конспект занятия „Пасхальный сюрприз“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель: расширить и систематизировать знания детей о православном празднике Пасха и его традициях
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца (славянскими писанками); с историей и особенностями этого древнего искусства;
• обучить рисованию традиционных элементов и орнаментов
Развивающие:
развивать психические процессы: речь, мышление, память, внимание
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства у детей, знакомя их с искусством и культурой русского народа
Оборудование.
Готовые формы (обмазанные пластилином, бисер, пуговицы, стикеры, пластилин, дощечки, образцы, картинки с изображением писанок, иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона; ваза с вербой, салфетка для рук на каждого ребенка, запись музыки.
Предварительная работа:
Знакомство с краткой историей праздника Пасхи;
Рассматривание писанок.
Разучивание русских народных игр;
Беседа о празднике «Пасха».
Заготовка форм (основы).
Разучивание стихов о Пасхе;
Хужожественно-творческая деятельность детей;
Совместные работы с родителями (выставка поделок).
Ход занятия:
Воспитатель:
В давние времена солнышко приглашали к себе в гости, пели ему заклички.
Солнышко, колоколышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото,
Разлило, разлило.
А сейчас мы с вами изобразим солнышко. Встанем в круг, ведь солнце круглое, наши руки – это лучи. (проводится игра «Огненный хоровод»).
Представим, что сейчас ночь, солнышко спит (дети присели, держась за руки в кругу, глаза закрыты)
Вот солнышко проснулось, открыло глазки и начинает всходить (постепенное выпрямление ног, взошло солнышко, выпрямило свои лучики, потянулось (руки вверх, посмотреть на них).
И покатилось солнышко по небу, чтобы всех осветить, обогреть (ходьба по кругу, держась за руки)
Солнышко становится все ярче, жарче (схождение в центр, руки вытянуты и обратно).
А сейчас поиграем лучиками (поочередное поднимание левой, правой руки вверх, волнообразные движения рук) .
А сейчас разошлись по залу и каждый изобразил свое маленькое солнышко (руки соединены над головой в форме круга) Вот сколько у нас много солнышек, стало совсем тепло, наступила весна, а весной к нам приходит светлый праздник Пасхи.
Воспитатель:
Пасха самый главный праздник у христиан. Каждый год Пасха бывает в разное время, и в мае и в апреле. Существовало поверье, что на Пасху солнце «играет». И многие старались подкараулить это мгновение – выходили на высокие места смотреть на «игру солнца». На Пасху солнце играет – хороший урожай будет. В Пасху наступал новый период развлечений, разрешалось хождение на колокольни церквей, желающие могли позвонить в колокола. Сейчас мы послушаем как звенят колокола на Пасху, по особенному, торжественно. Этот звон зовётся Пасхальный благовест. (Звучит запись колокольного звона).
А какие вы знаете стихи о Пасхе? (дети читают стихи).
Ребё нок 1: Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон!
Ребё нок 2: Из страны далёкой ласточки летят,
Весело щебечут, людям говорят:
«Люди, пробудитесь! К вам весна идёт,
А с весной – и Пасха радость вам несёт.
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей) Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.
Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.
Да, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные- цвета. И назывались эти яйца….? (крашенки)
Позднее появились яйца из фарфора, золота, серебра, украшенные бисером или драгоценными камнями, а также стеклянные с гравировкой (показ) .
Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали плёночку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, плёночка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово.
Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца? (писанки).
Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках.
Яйцо - символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца как источника жизни на Земле.
Для того чтобы понять язык росписи, нужно научиться внимательно всматриваться в орнамент, отдельные элементы узора, их сочетание и колорит. Давайте попробуем это сделать вместе. (дети рассматривают «Писанки» под руководством воспитателя).
(Показ плаката.)
Символика цвета
КРАСНЫЙ цвет означает радость жизни, любовь.
ЖЕЛТЫЙ - небесный свет, урожай.
ЗЕЛЕНЫЙ - жизнь, воскресение природы.
ГЛУБОЙ - чистоту, здоровье.
КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.
ЧEРНЫЙ - тьма, но и цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев- огородников.
ЧЕРНЫЙ С БЕЛЫМ - уважение к умершим.
БЕЛЫЙ - чистота, символ рая и безгрешности, по одной из легенд они отображают следы от кнута на теле Христа (его били перед казнью).
Физкультминутка.
Солнце вышло из-за тучи,
Мы протянем к солнцу ручки
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём
Мы закончили разминку
Отдохнули ножки, спинки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю украсить свои «Писанки» бусинками, паетками, стикерами для украшения, пластилин и т. д. (детям раздаются готовые формы обмазанные пластилином).
Вспомним, как мы рисуем пластилином?
Для оформления яиц можно использовать пластилиновые жгутики. Как они делаются? (ответы детей). Правильно, берем небольшой кусочек пластилина, разминаем и катаем тоненькую колбаску-жгутик. Жгутиками хорошо выкладывать прямые и волнистые линии, буквы, контуры цветов.
Давайте вспомним, как мы работаем с мелкими предметами? (ответы детей)
Правильно, берём аккуратно мелкий предмет и прикрепляем его, в нос, рот, уши не засовываем.
Самостоятельная работа детей.
(Под русскую народную музыку дети расписывают яйца) .
Дети выполняют работу и потом заготовки размещают на веточки вербы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая у нас получилась пасхальная композиция : яйца разноцветные, с разными рисунками. Давайте поставим нашу вазу с вербочкой в раздевалку, пусть любуются родители, детки, воспитатели, которых мы поздравляем с таким светлым праздником- Пасха!
Подведение итогов.
Что нового мы сегодня узнали?
Чему научились? (Ответы детей)
Да, сегодня мы поучились замечательному мастерству росписи яиц.