Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа)

Лариса Дикова
Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Публикация «Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа)» размещена в разделах

Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

Актуальность

Проблема развития творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд. Так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, настолько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручным материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. Эти знания и представления прочны потому, что, ка писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна и отличительная особенность

Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Данная работа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество. Аппликация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ.

Цель программы

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

I. Обучающие:

• формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;

• создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.

II. Развивающие:

• развивать интерес к дизайн-творчеству;

• развивать художественный и творческий потенциал;

• развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

III. Воспитывающие:

• формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;

• развивать интерес у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

• учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.

Формы работы

• Беседы

• Занятия

• Индивидуальная работа

• Игра

Принципы построения программы

• Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии).

Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.

• Принцип культуросообразности : знакомство с историей рукоделием разных народов.

• Принцип единства развития и воспитания.

• Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

• Принцип общедоступности.

• Принцип преемственности.

Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

• Принцип свободы выбора.

• Принцип успешности.

• Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

• Принцип системности.

Методы:

• наглядный

• исследовательский

• практический

• объяснительно-иллюстративный

• проблемно-поисковый

Продолжительность образовательного процесса, этапы

Продолжительность реализации программы 3 года. Предусматривается 3 этапы работы:

• 1-й этап – с детьми 4-5 лет;

• 2-й этап – с детьми 5-6 лет;

• 3-й этап – с детьми 6-7 лет.

Занятия кружка проводятся два раза в неделю по подгруппам.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Продолжительность занятий с каждой группой :

Группа среднего возраста (1-ый год обучения) – 20 минут;

Группа старшего возраста (2-ой год обучения) – 25 минут;

• Подготовительная к школе группа (3-й год обучения) – 30 минут.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. В ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

Материалы для работы

Пластилин

Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогурта

Яйца «Киндер-сюрприза»

Сухие листья

Семена растений

Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

Ватные диски

Галька, ракушки

Фольга, шерстяные нитки, разноцветное мулине для вышивания

Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока

Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для мытья посуды

Ватные палочки

Инструменты и приспособления

Ножницы, шило (только для взрослого)

Иголка и нитковдеватель

Карандаш

Линейка

Клеенка для аппликации

Клейкая лента

Кисточки для клея и красок

Стаканчики-непроливайки

Виды деятельности

I. Работа с бумагой и картоном

1. Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Киллинг и художественное моделирование. Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

4. Изготовление объемных картинок. Изготовление аппликации – достаточно легкое и очень интересное занятие для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объемной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объемность предмета на аппликации из геометрических фигур за счет приклеивания деталей к основному листу.

5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

II. Работа с бросовым материалом

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берет на себя.

Поделки включенные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

• для игр детей;

• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

• их можно использовать в качестве подарка.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:

• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

• тщательно промытым и высушенным;

• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.).

При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

III. Работа с нитками

Учить равномерно наматывать нить на картонный диск.

IV. Работа с природным материалом

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т. п.

V. Работа с пластилином

Учить выполнять поделки, используя способ «пластилинография».

VI. Работа с соленым тестом

Познакомить детей с тестом, с его свойствами. Учить делать красивые поделки.

Ожидаемый результат и способы их результативности

В конце 3-го года обучения дети могут:

владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами);

выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;

планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

разрезать бумагу по нанесенным метка;

изготовлять поделки из природного материала;

переводить рисунок на бумагу, картон;

участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);

использовать пооперационные карты;

эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет;

использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество);

реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса : экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9. Показывает уровень воображения и фантазии.

10. Использует в работе разные способы ручного труда.

средняя группа

Руководитель:

Дикова Лариса Анатольевна

О К Т Я Б Р Ь

1. Тема: «Мы в лесок пошли, мы грибок нашли» /из салфеток/

Цель: учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, сминать в форме плотного шарика, наклеивать на готовую форму. Воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику рук.

Гризик стр. 5

2. Тема: «Поросенок» /из киндера/

Цель: учить детей из пластилина лепить мелкие детали: глазки, пятачок. Вызвать желание сделать игрушку своими руками.

Л. М. Салагаева стр. 15

3. Тема: «Веселые лягушата»

Цель: учить детей превращать квадрат в треугольник, сгибать и отгибать стороны от середины, совмещать. Воспитывать желание делать поделку для игры.

С. В. Соколова стр. 41

4. Тема: «Я – маленький утенок»»

Цель: закрепить умение сгибать бумагу в «шарики». Дополнять образ выразительными деталями.

Журнал «Сделай сам» стр. 18

5 – 6. Тема: «Веселые рыбки»

Цель: учить детей создавать образ из нескольких различных форм. Использовать различный материал: скорлупу ореха, ракушки, салфетки.

И. М. Петрова стр. 51

7 – 8. Тема: «Березовая роща

Цель: учить детей сворачивать бумагу конусом, склеивать края, вырезать листочки по контуру. Учить доделывать начатое до конца.

С. В. Соколова стр. 37

Н О Я Б Р Ь

1. Тема: «Черепашки» /из скорлупок/

Цель: учить детей дополнять мелкими деталями форму, упражняться в раскладывании столбиков разной длины.

С. Н. Сакулина стр. 14

2 – 3. Тема: «Клубочки для котенка»

Цель: развивать у детей интерес к новым способам лепки. Упражняться в раскладывании пластилина, между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук. Развивать мелкую моторику рук.

М. А. Давыдова стр. 47

4 – 5. Тема: «Вот так хвост!» /павлин/

Цель: учить детей вырезать предметы круглой формы, разной величины. Вызвать желание делать игрушку своими руками.

Журнал «Я – дизайнер» №3/2005г. стр. 24

6 – 7. Тема: «Цветы»

Цель: учить вырезанные лепестки сгибать пополам и приклеивать к серединке. Вызвать желание сделать подарок своими руками.

Журнал «Я – дизайнер» №4/2006г. стр. 11

8. Тема: «Кораблик»

Цель: продолжать учить детей создавать поделки в технике «Оригами». Дополнять образ выразительными деталями.

Е. Н. Брыкина стр. 116

Д Е К А Б Р Ь

1. Тема: «Мышка»

Цель: продолжать учить детей сворачивать бумагу «конусом», склеивать края, мелкие детали: носик, глазки сворачивать шариками. Воспитывать усидчивость.

И. М. Петрова стр. 112

2 – 3. Тема: «Живые яблочки на ветках»

Цель: расширять представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания. Учить передавать свои наблюдения в художественно-изобразительной деятельности посредствам пластилинографии. Закрепить приемы скатывания, расплющивания. Развивать композиционные навыки.

Т. Н. Давыдова стр. 10

4 – 5. Тема: «Елочка – зеленая иголочка»

Цель: продолжать учить детей из мелких кусочков бумаги сворачивать, круглые, плотные игрушки. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

И. П. Петрова стр. 16

6. Тема: «Рыбка»»

Цель: учить детей разрезать бумагу на полоски, склеивать их начиная с середины, «превращать» в шар, из «капелек».развивать сюжетно-игровой замысел.

И. П. Петрова стр. 12

7 – 8. Тема: «Снеговик»

Цель: продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, известных им форм. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объекта. закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.

Т. И. Гризик стр. 10

ЯНВАРЬ

1-2. Тема: «Веселый хоровод снеговиков»

Цель: продолжать учить детей сворачивать плотные шарики из бумаги. Наклеивать на готовую форму, развивать воображение, творческие способности.

Журнал «Я – дизайнер» №7/2005

стр. 20

3. Тема: «Морская звезда»

Цель: учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки, наклеивать их по контуру. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Журнал Д/в №9/99

стр. 76

4. Тема: «Снежинка» (пластилин, крупа)

Цель: продолжать закреплять умение работать с пластилином. Развивать эстетический вкус. воспитывать любовь к природе.

Журнал «Я – дизайнер» №6/2006

стр. 25

5. Тема «Мы – закладки»

Цель: продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки. Украшать поделку.

Журнал «Я – дизайнер» №5/2006

стр. 12

6-7. Тема: «Птичий хоровод»

Цель: учить детей работать с шаблоном, складывать бумагу гармошкой. Вызвать интерес к изготовлению поделки.

И. А. Лыкова стр. 15

8. Тема: «Пингвины»

Цель: учить детей вырезать по контуру карандаша отдельные детали, соединять их при помощи клея. Дополнять мелкими деталями : глазки, клюв. Развивать эстетический вкус.

Журнал «Я – дизайнер» №6/2006

стр. 8

ФЕВРАЛЬ

1. Тема: «Сердечко» (тесто)

Цель: познакомить с тестом. Учить лепить из теста. На готовые формы нанести гуашь. Развивать эстетический вкус.

Н. А. Цирулин стр. 11

2-3. Тема: «Петушок с цыплятами» (из полосок)

Цель: продолжать учить из полос бумаги делать объемную игрушку. Способствовать развитию творческой инициативы самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел.

И. М. Петрова стр. 16

4. Тема: «Ёжик» (горох)

Цель: продолжать работу с природным материалом, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое до конца.

Н. А. Цирулин стр. 15

5-6. Тема: «Самолеты летят» (пластилинография)

Цель: закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей к основе. Доставить детям радость от выполненной игрушки.

Т. Н. Давыдова стр. 55

7-8. Тема «Барашек»

Цель: продолжать закреплять умения работать с бумагой. Воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания барашков.

Н. А. Цирулин стр. 43

МАРТ

1-2. Тема: «Золотая рыбка» (пластилинография)

Цель: продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Т. Н. Давыдова стр. 70

3-4 Тема: «Солнышко, лучистое» (подарок для мам)

Цель: учить создавать образ в нетрадиционной технике, используя имеющиеся навыки и умения работы с бумагой. Развивать композиционные навыки. Вызвать желание сделать поделку своими руками в подарок.

Журнал «Обруч» №3/2013

стр. 1

5-6. Тема: «Матрешка»

Цель: учить детей складывать бумагу «гармошкой». Развивать мелкую моторику рук. Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой.

И. М. Петрова стр. 8

7-8. Тема: «Снегири на ветке»

Цель: учить детей разукрашивать яйцо красной и черной гуашью, дополнять поделку крыльями, клювом из бумаги. Воспитывать любовь к природе.

Журнал «Фантазия» №1/94

стр. 39

Публикации по теме:

Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «Разноцветный мир» (средняя группа) Средняя группа Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет • Учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые.

Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени.

Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье» Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и здоровье» Выполнила: Гончарова О. А. Новокузнецк Содержание Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход» Возраст детей: 3–4 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК» Возраст детей: 3 – 4 года Срок реализации:.

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста .

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей дошкольного возраста (4–7 лет) степ-аэробике Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей дошкольного возраста (4-7 лет) степ-аэробике «Волшебные ступеньки» Нормативный.

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» Составитель: Ковалева Ольга.

Конспект по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная метель в банке» Цель: формирование умения лепить предмет из нескольких частей одинаковой формы, проявлять творчество Задачи: 1. Образовательные: формировать.

Рабочая программа по ручному труду для старшего возраста Пояснительная записка. Актуальность Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа)
Опубликовано: 10 марта 2017 в 02:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Дикова (УИ 960214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД