Рабочая программа по ручному труду для старшего возраста

Елена Крюкова
Рабочая программа по ручному труду для старшего возраста

Пояснительная записка. Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Ручной художественный труд — это универсальная интегрированная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, скручивание, свивание и т. д. Ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Он доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом Ручной художественный труд — это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.

Цель программы – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.

Во-первых, художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.

Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.

В-третьих, смысловое поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога, который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).

В дошкольном и семейном воспитании принципиальное значение имеет следование традициям народной педагогики, которая всегда была и остается педагогикой сотрудничества и сотворчества. Сотворчество – это та сфера и форма совместной деятельности, когда создаются наиболее благоприятные предпосылки духовно-нравственного, трудового и художественного воспитания, когда ребенок, сообразуясь со своими индивидуальными возможностями и способностями, выбирает свой путь приобщения к общечеловеческой культуре.

Основные задачи программы:

Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях по художественному творчеству, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Формирование у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе.

Главное в программе – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

Особенности построения образовательного процесса в старшей группе дошкольного образовательного учреждения, строится так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Опираясь на характерную для детей 6 – 7 лет потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это - обязательные элементы образа детей 6 – 7 лет в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед ребенком возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

Основные задачи педагогической работы с детьми по художественному труду:

1. Поупражнять детей в работе с бумагой, в разных способах вырезания симметричных форм, разной технике изображения (обрывании, сгибания, сворачивания).

2. Научить эстетично оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали фломастерами.

3. Развить изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов (коробок, упаковок, проволоки, пластмассовых бутылок, шпагата, тесьмы, поролона и т. д.)

4. Научить аккуратности в процессе деятельности.

5. Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка.

Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Также в настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Группа первого года обучения комплектуется из детей 5 – 6 лет, их количество составляет 23 – 27 человек в каждой группе. Группа работает 1 раз в 2 недели, по подгруппам всего 17 занятия за учебный год.

Возраст обучающихся в группе второго года обучения – 6 – 7 лет, количество детей составляет 25 – 27 человек в группе.

Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки детского сада соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей. Объединяются воспитанники, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, пластилином, работа с бросовым и природным материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать детям художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для дошкольников объектов труда.

В таблице представлены материалы, операция и готовые изделия, которые будут получены в результате ручного художественного труда.

Трудовые опе-рации Инструменты и оборудова-ние Материалы Продукты труда

Сгибание, об-рыв бумаги Бумага, картон, клей домики, украшения для елки, фигурки живот-ных и людей (плоские, панно

Резание Ножницы Бумага, тонкий картон, проволока в поли-хлорвиниловой оболочке, фольга, тесьма, природный материал Сувениры, украшения, игрушки

Склеивание и вклеивание Кисточка, салфетка, клеен-ка, доска Бумага, картон, использованный и природный материал, клейстер, клей карандаш Плоские и объемные изображения машин, деревьев, зданий

Трудовые опе-рации Инструменты и оборудова-ние Материалы Продукты труда

Нанизывание Проволока в оболочке, шпагат, тесьма, бумага, картон, природный материал. Слепленные из глины и обожженные буси-ны разной формы и др. Бусы, кулоны, елочные украшения, декоратив-ные занавески и др.

Отделка объ-емной аппли-кацией Кисточка, салфетка, клеенка Бумага, картон, готовые объемные формы, природный и использованные производственные материалы, салфетки Декоративные панно, коробки, шкатулки и др.

Вырезание и формовка Лопатки, совки, рамки Песок и снег Здания, машины, фигу-ры

Краткая характеристика процесса обучения.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения, формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Следует также выделять основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т. д., включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля ручного труда, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов — вот важнейшие черты проектирования Ручного труда в современном детском саду.

Список использованной литературы:

1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

3. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

4. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское слово, 2012.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ручному труду для детей среднего возраста «Поможем растениям в уголке природы» Дата проведения 3 декабря 2015 года Возрастная группа Средняя группа Тема труда «Поможем растениям в уголке природы» Цель (задачи) труда.

Мастер-класс по ручному трудуМастер-класс по ручному труду Мастер-класс. Поделки из картонных упаковок от яиц «Зверюшки»Чтобы провести время с детьми весело и с пользой, можно изготовить забавных.

Рабочая образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением слуха Краткая презентация рабочей программы Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Рабочая программа по правилам дорожного движения в работе с детьми старшего дошкольного возраста на 2015–2017 гг. Пояснительная записка. Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения,интенсивность транспортных потоков на улицах быстро.

Рабочая программа «Школа любящих родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная запискаСемья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно.

Рабочая программа «Становление основ гражданско-патриотического поведения детей старшего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Степашка» Рабочая программа «Становление основ гражданско.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Занятие по ручному труду и аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Гладиолус»Занятие по ручному труду и аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Гладиолус» Гладиолус Цель: научить детей делать цветок гладиолуса из бумажных салфеток; развивать мелкую моторику рук, воображение. Ход занятия: Добрый.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа по ручному труду для старшего возраста
Опубликовано: 15 октября 2016 в 17:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий выпускного бала в детском саду для детей подготовительной группы по мотивам...
Ведущая: дравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу! Как один день промелькнули годы и...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Декоративное рисование в детском саду
1. Декоративное рисование в детском саду. 2. Задачи декоративного рисования: -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;...
«Рождество Христово»
Под звон колоколов дети свободно входят в зал и останавливаются. Воспитатель:Вот и подходят к концу наши праздники. И нам хочется отметить один из самых...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...