Анастасия Мальцева
Педагогические возможности детской художественной литературы в развитии коммуникативных способностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогические возможности детской художественной литературы в развитии коммуникативных способностей у старших дошкольников
Шестой год жизни характеризуется произвольностью поведения и психических процессов – образами восприятия, памяти, внимания, воображения. На рубеже между пятью и шестью годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, появляется ориентация на общественные функции людей, нормы поведения и смысл деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе, вновь, на новом уровне, выдвигает на первый план позицию «Я в обществе» - от рассматривания себя среди других, стремление быть как окружающие, до утверждения себя среди других, самореализации.
Публикация «Педагогические возможности детской художественной литературы в развитии коммуникативных способностей у старших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Шестилетний возраст – это период повышенной восприимчивости к определенного рода влияниям внешней среды, что позволяет ему проявлять особую чувствительность к происходящим событиям. В. Д. Сухомлинский и другие педагогики указывали на действие моральной интуиции у детей, писали об их нравственном чутье в различении добра и зла, которое отличает ребенка принципиальной чистотой души, открытостью, незакомплексованностью стереотипами и превалированием внутренней моральной энергии, всепрощением и внушаемостью ребенка, эмоциональной доверчивостью.
Отражение действительности, по определению Ж. Плаже, носит у детей большой чувственный характер. Поэтому глубже всего в человеке укореняются привычки, которые были усвоены им в возрасте подражания. Они более или менее меняются на протяжении многих лет, параллельно с изменениями окружающей среды и жизненной позиции, некоторые из них остаются неизменными. Все что остается, относится к области бессознательного, его почти нельзя изменить. Это, например, положительная или отрицательная установка по отношению к окружающему миру, к людям. Исходя из этого, В. А. Караковский, А. А. Никольская и др., говорят о возможности содействовать превращению дремлющих в глубине инстинктов в постоянное качество: например, желание принимать участие во всем, что нас окружает, посвящать ему какое-то время и пытаться го воплотить.
Самый лучший способ позаботиться о развитии такого глубинного инстинкта – это занятие искусство в частности, привлечение в воспитательный процесс средств детской художественной литературы.
Дошкольнику нужно «не ознакомление с художественной литературой» - ему нужна книга, чтобы видеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, перемежить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.
Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связи вещей, событий, отношений.
Проникая во внутренний мир героев литературных произведений, сопереживая им, ребенок осмысливает свой образ «я». Поэтому важно накапливать опыт бытия, восприятие живой действительности, составляющей тот строительный материал, из которого возникают различные ассоциации, сопоставление того, что детям читают, с тем, что они сами видели и воспринимали в жизни. Умение сопереживать героям литературных произведений дает возможность ребенку экспериментировать свои психические процессы, моделируя коммуникативные связи с окружающим миром.
Л. Н. Толстой утверждал, что искусство развивает способность увидеть окружающий мир глазами другого человека – писателя, его героев оно дарит способность вообразить себя на месте другого. Смысл чтения сказки в «заряжении чувствами», а это помогает развивать в ребенке погружение в произведение литературного художественного творчества, создает у ребенка перенос его содержания на себя. Это помогает ему сопоставлять свой опыт с тем, который изображен автором, понять самого себя, стать судьей самому себе и своим поступками. Литературные художественные произведения учат быть человеком не через усвоение правил поведения, а путем глубокого воздействия на воображение и чувства человека.
Ребенку необходим прямой и ясный пример для подражания. А. Барто в сборнике стихотворений «Вовка – добрая душа знакомит читателей с очень симпатичным маленьким человеком. Вовка, хоть и дошкольник, но уже очень хороший человек. Он не просто говорит всем «Доброе утро», он своими поступками делает это утро добрым Вот в скверике сидят бабушки, качают неугомонных малышей:
- Вовка – добрая душа,
Позабавь-ка малыша! -
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
- Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены.
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки…
Вовка пляшет по дорожке:
- Ладушки, ладушки!
- Вот какой у нас помощник! –
Радуются бабушки.
А Вовка уже бежит дальше. У Кати нет старшей сестры, Вовка – добрая душа станет девочке братом, вот и у Кати появился защитник. И собаку Малютку Вовка будит, чтобы не спала, а сторожила дом, а то ее продадут и ей плохо будет у другого хозяина. Барто показывает малышам маленького доброго человека, который очень похож на них. А вернее – они, если захотят, могут быть похожими на него.
В рассказе В. Осеевой мальчик Юра захотел сделать что-нибудь хорошее. «Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я ее спас!» А сестренка тут как тут: «Погуляй со мной, Юра!» «Уходи, не мешай думать!» Обиделась сестренка, отошла.» Затем Юра обидел няню, прогнал Трезора, чтобы они не мешали думать, как совершить добрый поступок. Тогда он пошел к маме. «Погладила мама Юру по голове: Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору». Этот незначительный, но важный эпизод требует от ребенка размышления и оценки не только свих поступков, но и поступков Юры.
Представление о плохом и хорошем можно сформировать при чтении стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» :
«Этот вот кричит:
- не трожь!
Тех,
кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош,
Загляденье просто!»,
или:
Если ты
порвал подряд
Книжицу
и мячик,
Про такого говорят
Плоховатый мальчик.
Это четверостишие местно прочитать ребенку, который небрежно обращается с вещами.
Для ребенка, который не любит умываться, подойдет такой отрывок:
Если сын
чернее
Ночи,
Грязь лежит
на рожице, -
Ясно,
это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
Следующее предназначено тому, кто еще неряшлив:
Этот
в грязь полез
и рад,
Что грязна рубаха.
Про такого говорят:
Он плохой,
неряха.
Дети часто ссорятся из-за игрушек. В этом случае уместно подойдет стихотворение А. Кузнецовой «Подружки».
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Повествование идет от лица одной из подружек, которая оценила свое поведение, признала свою неправоту и нашла выход, как выйти из положения:
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь…
Для формирования у детей представления о правильном поведении в общественных местах можно прочитать рассказ Б. Рисич «В магазине самообслуживания». На основе этого рассказа можно научить умению речевого обращения в модельной ситуации.
Правила уважительного отношения к взрослым ребенок подчерпывает из сказки «Морозко» :
«- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?
- Тепло, батюшка. Тепло, родимый.
Еще сильнее задул мороз. Совсем закоченела Марьюшка. Опять спрашивает Мороз:
- Тепло ли тебе, девица?
Еле отвечает Марьюшка: «Тепло, батюшка».
Тут Мороз перестал испытывать девицу, завернул ее в свою шубу и отвез а лихой тройке в свой дворец».
Для того, чтобы обучить детей употреблять вежливые слова приветствия, доброму уважительному отношению друг к другу подойдут стихотворения В. Солоухина:
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?
На примере свирепого Гуся из стихотворения Г. Собакина «Здравствуй, Гусь» можно сделать заключение, что если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом приветствия – это значит, что ты не хочешь причинить вред, обидеть.
Я улыбнулся:
«Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ,
И мне послышалось: «Привет!»
Используя стихотворения В. Викторова «Дружат дети всей земли», Л. Квитко «Два друга», рассказы Л. Толстого «Два товарища», Р. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад» можно развить понятие «дружба».
Произведения детской художественной литературы отображают мир человека, поступки героев, движения их чувств и имеют большую воспитательную ценность; с помощью произведений воспитатель имеет возможность показать ребенку, что характер человека складывается в детстве, как у его героев; в центре внимания автора не поступки, а личности, имеющие свои характеры.
Таким образом, можно сказать, что детская художественная литература имеет большие педагогические возможности для развития коммуникативных способностей, а значит и для преодоления коммуникативных барьеров в общении у старших дошкольников.