Лучший педагог года

Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ

Виктория Смирнова
Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ

«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

Карл Густав Юнг.

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Согласно требованиям ФГОС ДО, структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Песочная игротерапия является эффективным методом коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). В процессе песочной игротерапии ребенок использует песок как средство выражения своих эмоций, мыслей и воспоминаний, которые не выразить словами. Также песочная игротерапия способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения детей с ОВЗ. Они могут создавать различные сюжеты и истории с помощью песка, игрушек и других материалов. Это может помочь детям осознать и понять свои чувства, мысли и поведение.

Важно отметить, что песочная игротерапия подходит для детей с различными ОВЗ, включая РАС, нарушения речи и общения, задержку психического развития и другие. Она может быть адаптирована к потребностям каждого ребенка, что делает ее гибким методом коррекционной работы. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

При проведении песочной игротерапии необходимо учитывать специфические потребности и возможности каждого ребенка. Также важно, чтобы этот метод использовался в сочетании с другими подходами и методами, в рамках комплексной программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Это означает, что песочница становится идеальной средой для обучения и развития детей с различными особенностями. Задания, которые ранее могли вызывать у детей отрицательные эмоции или сопротивление, в песочнице становятся более доступными и интересными.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике.

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 годов. Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с проблемами психологического характера. В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».

В 1950 годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (швейцарский юнгианский детский психотерапевт) изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт–Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Т. М. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.

Песочница позволяет детям использовать свои руки, чтобы создавать и моделировать различные формы и структуры, работа с песком стимулирует детское воображение и креативность. Дети могут создавать горы, долины, реки, замки, домики и многое другое, вкладывая в это свои идеи и фантазии.

В процессе работы с песочницей, дети также развивают свою способность анализировать и решать проблемы. Они могут экспериментировать с различными способами создания и изменения форм, испытывая и проверяя свои гипотезы. Это помогает развить их логическое мышление и умение принимать решения.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.

Особенности познавательной сферы детей с ОВЗ:

недостаточная сформированность произвольного внимания;

дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения);

снижение непроизвольного запоминания;

отставание мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса).

Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной особенностью для детей с ограниченными возможностями здоровья является:

слабость волевых процессов;

эмоциональная неустойчивость;

чувство страха;

импульсивность либо вялость;

отсутствие самоконтроля.

У большинства детей с ОВЗ отмечается:

повышенный уровень тревожности;

агрессия;

сложности приспособления в детском коллективе.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен, чтобы помочь таким детям, одним из средств способным помочь в решении этих проблем, является песок.

Игры и упражнения с песком.

Упражнение «Добрый день, Песчинка»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход упражнения:

Надо различными способами прикоснуться к песку.

ребенок касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной.

перетирает песок между пальцами, ладонями.

Упражнение «Песочный дождь»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание ее с песком, вымешивание песочной жижи, погружение рук в песок и тому подобное – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры и тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции.

Когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться больших результатов в развитии ребенка.

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);

жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);

посуда;

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);

фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии :

Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место).

Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема).

Моделирование (сооружение моста, строительство домов).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Резюме:

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т. д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).

Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде, можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира.

Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребё нка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005

5. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. - М. : Классикс Стиль, 2007, с. 130.

6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007, с. 7

7. Штейнхардт Л. Ш. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с

8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. : Речь, 2010.— 208 с.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия»Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия» Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт – тарапия». В нашем детском саду функционирует кружок «Песочная Арт – терапия», которую дети посещают.

Фотоотчет о занятии кружка «Песочная мозаика» во второй младшей группе «Песочная геометрия»Фотоотчет о занятии кружка «Песочная мозаика» во второй младшей группе «Песочная геометрия» Цель: Знакомить с геометрическими фигурами, учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия) Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия).[/b] Задачи: - Через метод экспериментирования с песком.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 29 января 2024 в 20:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД