МААМ-картинки

Подходы в организации эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Оксана Махота
Подходы в организации эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Мы с Вами в предыдущих публикациях выяснили, какое важное значение имеет эстетическое развитие для каждого человека в его жизнедеятельности. Мы определили те эталоны и те уровни, которые должна достичь личность в процессе своего эстетического развития.  Но насколько это возможно по отношению к каждому ребенку? Насколько это нужно КАЖДОМУ ребенку? Насколько воспитательно-образовательный процесс в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования способен решить поставленные задачи?

Публикация «Подходы в организации эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы» размещена в разделах

Существует такое понятие, как одаренный ребенок, который проявляет склонности и способности, желания и интересы, высокий уровень обучаемости в овладении конкретными видами искусства, а потому педагогу очень легко с ним работать, и самое главное – виден результат. И как трудно учить тех, кто не обладает творческими способностями и интересами.

Закономерно возникают вопросы: Нужно ли заниматься эстетическим воспитанием по отношению к тем детям, которые не проявляют желания и интереса к искусству, которые не чувствуют в окружающем их мире красоты, не обладают задатками для овладения какими-либо видами искусства? Возможно, на самом деле эстетическим воспитанием должны заниматься педагоги только в системе дополнительного образования – художественных и музыкальных школах, студиях, детских мастерских при театрах и Домах творчества? Насколько высокий уровень эстетического развития необходим всем и в плане их профессионального будущего, и в плане их индивидуального развития?

Не будем касаться вопроса о необходимости достижения того или иного уровня эстетического развития. Как нам кажется, этот вопрос должны решать сам ребенок и его родители. Для педагога-практика важно выяснить, насколько ВОЗМОЖНО эстетическое развитие и до какого УРОВНЯ в условиях общеобразовательной школы.

В педагогике выделяется несколько подходов в организации эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Первый - концепция спонтанного художественно-эстетического развития, которая исходит из идей теории свободного воспитания ребенка. Ведущая идея - концепция ребенка как врожденного художника, которому нужно только получить художественные материалы для того, чтобы он начал творить. Отсюда сформировалась педагогическая позиция «невмешательства» взрослого в эстетическое развитие ребенка. Поскольку в нем от природы заложены эстетические задатки, а процесс художественного развития и созревания сложен и непознаваем, то детям следует предоставить возможность самопроявления и свободного самовыражения. С точки зрения этой концепции, целенаправленное воспитательное воздействие способно лишь помешать эстетическому развитию и убить детское творчество.

Наиболее ярко эта идея получила развитие у ЛОУЭЙФЕЛЬДА, теоретика художественного образования (США, ХХ в.). Одним из первых эти идеи высказывал Л. Н. ТОЛСТОЙ (ХIХ в., одну из своих работ он назвал очень символически: «Кому у кого необходимо учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Он обосновал идею совершенства ребенка в эстетическом отношении.

Так, известен опыт некоторых художественных школ, где детям не предлагаются курсы по истории живописи, так как это может помешать свободе самовыражения и самобытности детского таланта.

Второй - концепция утилитарно-прагматического эстетического воспитания, ее суть состоит в максимальном стимулировании сенсорной сферы ребенка, его способности различать тончайшие оттенки цвета, звуковые тональности и т. п. Считается, что в основе художественных способностей лежат сложные психофизиологические процессы, присущие человеку на определенной ступени его духовного и физического развития. Способности формируются в результате диалектического взаимодействия природных данных и приобретенного опыта, а потому решающее значение в развитии способностей имеет художественная деятельность.

Так, известен опыт японских школ, где каждого школьника обучают рисованию и живописи на профессиональном уровне.

Третий - концепция так называемой общеобразовательной направленности  художественно-эстетического воспитания, суть которой состоит в том, что в условиях общеобразовательной школы следует преподавать не рисование или пение, где развиваются специальные творческие способности ребенка, а прежде всего необходимо преподавать искусство – музыку и изобразительное искусство (ИЗО, назначение которых – приобщение детей к прекрасному, возвышенному, развитие у них эстетических вкусов и идеалов, овладение специальным языком музыкальных и пластических искусств. Данный подход обосновывается тем, что восприятие детьми эстетического прямо зависит от их жизненного опыта, художественного багажа и общего развития, а потому только вследствие специального обучения может сформироваться образно мыслящий мозг, видящий прекрасное глаз и музыкальное ухо, духовно богатая и обладающая развитой творческой способностью натура. Поэтому общение ребенка с истинными произведениями искусства и прекрасным в действительности пробуждает в нем высокие жизненные стимулы, стремления и соответствующие им эмоциональные состояния. Развитием специальных художественных навыков должны заниматься педагоги в системе дополнительного образования.

Какой из данных подходов Вам ближе? Почему? Какой из данных подходов Вы считаете возможным использовать при построении воспитательного процесса современной школы?

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подходы в организации эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы
Опубликовано: 13 марта 2021 в 15:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД