Лучший педагог года

Повышение уровня компетентности родителей по эмоциональному развитию детей

Наталья трясина
Повышение уровня компетентности родителей по эмоциональному развитию детей

Ребенок – это живой человек.

Это вовсе не орнамент нашей жизни,

это отдельная полнокровная и богатая жизнь.

По силе эмоций, по тревожности

и глубине впечатлений, по чистоте

и красоте волевых напряжений

детская жизнь несравненно

богаче жизни взрослых.

(А. С. Макаренко)

Что же такое эмоции?

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Эмоции направляют активность всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и т. д.

Публикация «Повышение уровня компетентности родителей по эмоциональному развитию детей» размещена в разделах

В отношении к дошкольному периоду, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником - эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное развитие, является окружающая среда в дошкольном учреждении и дома в семье.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Важную роль в развитии личности ребенка играет влияние, оказываемое на него общение с родителями. Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития. Если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен - это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах отношений со взрослыми.

И наша задача, как педагогов помочь родителям, поднять их уровень компетентности.

Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Психологи пришли к выводу, что одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений является отсутствие эмоционально насыщенных и устойчивых отношений, дефицит положительных эмоций в общении детей и родителей. Это приводит в свою очередь к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация — это «бедность» или полное отсутствие эмоциональных контактов с людьми, как то материнская, социальная, когнитивная и другие.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые они испытывают, легко прочитать на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад или школу ребенок, попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Главная цель эмоционального развития ребенка - научить детей понимать эмоциональные состояния свои, окружающих его людей; дать представления о способах выражения эмоций (мимика, жесты, поза, слова, а так же способах управления своими эмоциями.

Но как это сделать в обыденной жизни? Как помочь, что посоветовать родителям? Очень просто. Для развития эмоционального развития или правильней сказать «Эмоционального интеллекта» важно выполнять три правила.

Правило 1

Быть открытым в своих чувствах.

Ребенок всегда берет пример с родителей. Если взрослые открыты и эмоционально свободны - это гарантия того, что и ребёнок, скорее всего, вырастет таким же. Пока ребенок маленький, интереснее родителей для него людей нет. Ребёнок с любопытством выслушивает рассказы обо всем, происходящем в жизни. И в вашей душе тоже - об этом не стоит забывать. Не стесняйтесь быть открытыми и рассказывать ему о своих чувствах! К тому же, если ребёнок может не понять до конца всех хитросплетений ваших отношений с начальником, с доктором, продавцом, эмоции детям ясны всегда. Вы предоставите ребенку урок, как можно выражать свои чувства так, чтобы не задеть, не оскорбить и не ранить окружающих.

Правило 2

Позволяйте ребенку выражать свои чувства.

«Нечего плакать - ты же мальчик!» либо «Нельзя злиться - ты от этого становишься такая некрасивая» - частенько говорим мы детям. Вариантов подобных высказываний, адресованных нашим детям, каждый родитель припомнит немало. А часто ли мы задумываемся, ЧТО стоит за слезами, криком, бурным весельем?

На самом деле за всем этим скрываются эмоции ребенка. Окриками, упреками, угрозами и наказаниями мы демонстрируем их полное неприятие и игнорирование, а так же запрет на их выражение. Но может ли ребенок перестать чувствовать. Нет. Не может. А вот что он может — так это научиться, не обращать никакого внимания на свои ощущения. Потом мы удивляемся, почему подростки не проявляют к нам сочувствия. А кто их этому научил? Что уж говорить о том, что подобное отношение к самому себе, верный путь к несчастливой и не складывающейся личной жизни (нет опыта привязанности, искренности, открытости, доверия, бурному расцвету психосоматических заболеваний (чувства выходят через тело…

Поэтому позвольте детям чувствовать так, как они могут и хотят. Наша, взрослая задача - понять, принять их эмоции и научить выражать их социально приемлемым путем. Не через агрессию, крик, визг, топанье ногами, а словами.

А знает ли ваш ребенок такие фразы как «Мамочка, я сегодня так обиделся, что мне хотелось все порвать, разбросать и кричать» Скорее всего, нет. Как ввести их в лексику ребенка? Проще всего - с помощью сказки и игры.

Например, встретились две машинки, и одна говорит другой: «Когда в меня сегодня залили невкусный бензин, я очень обиделась».

Вторая ей в ответ: «Я понимаю тебя, тебе было очень неприятно. А у меня хозяин лег в больницу — мне без него очень грустно». Вариантов доброжелательной беседы можно придумать очень и очень много.

Правило 3

Учите ребенка радоваться жизни.

В жизни редко бывает так, что мы делаем только то, что хотим. Но и жизнь, полностью подчиненная исключительно долгу, вряд ли может быть счастливой. Ведь долг - это исполнение того, что нужно кому-то другому, а не лично тебе.

Выход в этой ситуации есть: с первых шагов по жизни нужно учить ребенка находить удовольствие в том, что он делает. И добиться этого гораздо проще, пока ребенок маленький.

Например, вы отвели своего ребенка на занятия в детский сад. Не спешите по их окончании выпытывать у педагога, как он себя вел, как слушал и т. д. Ведь по большому счету, не имеет никакого значения, запомнит ли ваш сын цифру «4» сегодня или через неделю. Вместо этого поговорите со своим ребёнком. Спросите, что нового он узнал? Что было ему интересно, а что не очень? Что понравилось и почему? Поначалу ребенок, скорее всего, будет давать непонятные односложные ответы. Продолжайте задавать такие вопросы после каждого занятия, да и просто вечером перед сном пробегитесь мысленно по прошедшему дню, проведённого в детском саду, обсудите его с ребенком. А, чтобы ему было приятней расскажите и о своих делах.

Можно вспомнить истории из своего детства (не превращая это в морализирование). Поверьте, через некоторое время ребенок начнет отвечать все более развернуто, а именно станет обращать внимание именно на эти аспекты своей жизни.

Второй шаг на пути к достижению цели - научиться переключать внимание с «негатива на «позитив»

Допустим, малышу не нравится убирать игрушки. Когда в следующий раз вы попросите его помочь в этом «скучном» деле, «переведите стрелки» - говорите в процессе уборки о том, как здорово, когда все чисто и аккуратно, как порадуется папа, как вы освободите место для следующей игры …

Практикуйте это постоянно, тем самым вы научите вашего ребенка видеть позитивную перспективу в неприятной обязанности.

Следуя этим нехитрым правилам изо дня в день, вы научите своего ребенка прекрасно разбираться и командовать всем, что касается как его собственного эмоционального состояния и его внешних проявлений, так и чувствовать, сочувствовать и сопереживать другим людям!

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста в совместной деятельности «В гости к зайке» Программные задачи: Научить детей взаимодействовать, друг с другом воспитывать навыки партнерского общения, обучать навыкам сотрудничества,.

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Я — это кто?» Цель: 1. Знакомство с эмоциональными состояниями (радость, удовольствие, страдание, удивление, злость, страх, проявлениями в поведении.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Занятие по социально-эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Что такое дружба?» Цель: 1. дать понятие, что такое дружба; учить детей общаться друг с другом; учить передавать чувства через ласковые, добрые слова; 2. развивать.

Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты»Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты» Цель: эмоциональное развитие старших дошкольников. Задачи: - учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе; - создать обстановку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение уровня компетентности родителей по эмоциональному развитию детей
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 09:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД