Ольга Тарасова
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок – исследователь по своей природе. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования:
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
• идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
• развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
• происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
• детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
• в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В нашей группе создана образовательная среда для детского экспериментирования:
• в уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы;
• есть детские справочники, энциклопедии, имеющие хорошие, краткие и доступные для детей тексты;
• оформлена картотека опытов, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения;
• собраны дидактические игры.
При оборудовании образовательной среды для детского экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Самое главное в исследовательской деятельности– творческий подход к проведению и соблюдение общих правил
• Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
• Не сдерживать инициативных детей.
• Не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.
• Не спешить с вынесением оценочных суждений.
• Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; классификации, обобщению информации.).
Организация поисково-познавательной деятельности осуществляется не только на занятиях, но и в свободное от занятий время. Для этого организую игры-экспериментирования с разными материалами:
• игры с песком и снегом;
• игры с водой и мыльной пеной;
• игры с бумагой;
• игры с магнитами;
• игры с воздухом.
Опыты и эксперименты сопровождаю проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
В центре имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :
• приборы-помощники: увеличительные стекла, микроскоп, весы, песочные часы, компас, магниты;
• образцы разных материалов (пластмасса, стекло, металл, дерево);
• природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев (гербарий, семена и т. д. ;
• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• технические материалы: скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др. ;
• красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
В данную работу стараюсь вовлечь родителей. Многие из них организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало увлекательным занятием для всей семьи. В помощь родителям я сделала газету «Домашняя лаборатория», в которую разместила рекомендации по опытам в домашних условиях.
Я стараюсь сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают экологические знания, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме.