Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника

Ольга Тарасова
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок – исследователь по своей природе. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника» размещена в разделах

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации детского экспериментирования.

В процессе экспериментирования:

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

• происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

• детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

• в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В нашей группе создана образовательная среда для детского экспериментирования:

• в уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы;

• есть детские справочники, энциклопедии, имеющие хорошие, краткие и доступные для детей тексты;

• оформлена картотека опытов, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения;

• собраны дидактические игры.

При оборудовании образовательной среды для детского экспериментирования учитывались следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения.

Самое главное в исследовательской деятельности– творческий подход к проведению и соблюдение общих правил

• Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

• Не сдерживать инициативных детей.

• Не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.

• Не спешить с вынесением оценочных суждений.

• Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; классификации, обобщению информации.).

Организация поисково-познавательной деятельности осуществляется не только на занятиях, но и в свободное от занятий время. Для этого организую игры-экспериментирования с разными материалами:

• игры с песком и снегом;

• игры с водой и мыльной пеной;

• игры с бумагой;

• игры с магнитами;

• игры с воздухом.

Опыты и эксперименты сопровождаю проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

В центре имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :

приборы-помощники: увеличительные стекла, микроскоп, весы, песочные часы, компас, магниты;

• образцы разных материалов (пластмасса, стекло, металл, дерево);

природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев (гербарий, семена и т. д. ;

бросовый материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

технические материалы: скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др. ;

красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.

В данную работу стараюсь вовлечь родителей. Многие из них организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало увлекательным занятием для всей семьи. В помощь родителям я сделала газету «Домашняя лаборатория», в которую разместила рекомендации по опытам в домашних условиях.

Я стараюсь сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают экологические знания, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника
Опубликовано: 30 января 2023 в 10:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тарасова (УИ 351128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД