Познавательно-исследовательская деятельность «Широкая Масленица»

Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «Широкая Масленица»

Задачи:

1. Создать условия для приобретения опыта:

- выражения детьми своих мыслей;

- взаимодействия друг с другом в парах.

2. Создать условия для: - знакомства с обычаем и традицией проведения Масленицы на Руси;

- введения в словарь детей названий дней Масленицы;

- выявления причинно-следственных связей о названиях дней.

3. Создать условия для воспитания интереса к изучению истории русского народа.

Материал: презентация «Широкая Масленица»

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Есть такая пословица: «Делу - время, потехе - час».

- Чему она нас учит?

Потрудились на славу - можно и отдохнуть. Отдыхают и развлекаются люди в основном в выходные и праздничные дни.

- Какие праздники отмечали и отмечают на Руси?

II. Основная часть

1. Беседа о празднике

- На пороге весны отмечают веселый праздник - Масленицу.

- Что значит «на пороге весны»?

- Почему Масленицу отмечают именно в это время?

- С древних времен, на Руси существует обычай - провожать зиму и весну встречать.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

- Почему этот праздник носит название Масленица?

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины - это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом.

Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.

«Блин красен и горяч, как горячее прогревающее солнце».

Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие. К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

2. Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее (поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)

3. Презентация «Широкая Масленица»

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

- С чего же начинался праздник? И как назывался каждый день?

(каждый слайд сопровождается кратким комментарием событий каждого дня Масленицы)

1 день встреча - мастерили соломенное чучело, похожее на человека. Надевали одежду, возили на санях, пели песни:

Душа ль ты, наша Масленица,

Приезжай к нам в гости

На широкий двор -

На горках кататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешаться.

Масленица Прасковея,

приди к нам поскорее!

Встретим мы тебя блинами

И мягкими пирогами!

- Детвора сбегалась с радостными криками «Приехала Масленица!» и начиналось веселье.

2 день - заигрыш - парни и девушки катались с ледяных горок, на санях. Сани украшались по этому случаю цветными лентами, увешивались бубенчиками, колокольчиками. На лошадей одевали расписные дуги. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, лихо запрыгивая в несущиеся сани.

3 день - лакомка - двери всех домов были открытыми, встречали гостей и всех угощали разными угощениями - блинами, пирогами, кулебяками. Дети ходили ряжеными и собирали себе угощения на ужин. В этот день надо было съесть столько блинов - сколько влезет. В народе говорили - «Блин не клин, живот не расколет».

4 день - перелом, разгуляй - играли в игру «Взятие снежного городка».

- Как вы думаете, как она проходила?

- На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами. После окончания «боя» победители и побежденные вместе шли пировать.

Проводилась еще одна русская богатырская забава - кулачный бой.

«Размахнись рука, раззудись плечо!». Эта забава называлась еще «Стенка на стенку». Мужское население делилось на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И в разгар «сражения» выходили мужики и опытные бойцы и решали ход битвы. Кулачные бои велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством.

5 день - тещины вечорки - к себе в гости приглашала теща зятя и его семью. Дочь с утра уходила к родителям и помогала матери (теще) готовить угощение и наводить порядок.

6 день - золовкины посиделки - молодая невестка собирала всю родню у себя, день считался семейным, так как собиралась вся родня.

7 день - целовальник, Прощеное воскресенье - принято просить прощение у всех со словами «Прости меня пожалуй» и отвечать «Бог простит, и я тебя прощаю». Все мирились и целовались. Снова на санях возили чучело в сопровождении ряженых и детворы. Вывозили за околицу и сжигали.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделю веселье.

Ты пришла с добром,

С блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масляные

Шаньги масляные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

Ну, а в воскресенье

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай

Наша Масленица!

А затем прыгали через костры. Считалось, что огонь сжигает зло и очищает душу. После все расходились по домам.

4. После Масленицы наступает Великий Пост. Мы уже с вами говорили о постных днях.

- Вспомните, что нельзя есть в это время? (мясо, масло, сметану, яйца, молоко)

- Что разрешалось кушать в дни поста? (соленья, варенья, каши, картошка, грибы). Разрешалась растительная пища, нельзя есть то, что дают животные. В наши дни многие люди тоже соблюдают пост.

III. Заключительная часть

- О каком празднике мы сегодня узнали?

- Когда его справляют?

- Как называются дни Масленицы?

- Что обозначает древний обряд – сжигание Масленицы и прыжки через костры?

Прикреплённые файлы:

maslenica_vantc.ppt | 644 Кб
 
Публикации по теме:

«Волшебная лаборатория». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Формировать у детей ценностное, осмысленное отношение к здоровому образу жизни человека, способствовать комплексному личностному развитию.

Отчет познавательно-исследовательская деятельностьОтчет познавательно-исследовательская деятельность Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность» .

Познавательно — исследовательская деятельностьПознавательно — исследовательская деятельность Говоря о познавательно — исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников Актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том,.

Познавательно-исследовательская деятельность «Посадка гороха»Познавательно-исследовательская деятельность «Посадка гороха» Опыты и эксперименты помогают воспитателю правильно организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников и стимулировать.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Экспериментирование – важнейший вид практической деятельности. Детское экспериментирование.

Познавательно-творческий проект в средней группе «Широкая Масленица» Тема проекта: «Широкая Масленица» Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный. Срок реализации проекта: краткосрочный.

Познавательно-игровой краткосрочный проект «Широкая Масленица» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» Воспитатель: Трунина Наталья Александровна Туманова Татьяна Леонидовна Проект Тема: «Широкая.

Познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Проект «Широкая масленица» Подготовила воспитатель : Рябова Т. А.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
  • Лексика
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность «Широкая Масленица»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 13:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Формы работы с семьей в группах
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотек,...
Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Продолжать работу с детьми по созданию зимней композиции, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Задачи: Образовательные: -...
Предновогодний конкурс в группе «Снежинка-2020»
Дорогие родители и ребята! Приглашаем Вас и Вашего ребенка принять активное участие в конкурсе «Снежинка-2020» из различного материала. Давайте еще раз...