Гуцало Елена Николаевна
Познавательно исследовательская деятельность в экспериментах с солью
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами и применением соли.
Задачи:
Образовательные: Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых родного края, познакомить со свойствами соли, ее пользе для человека, способах добычи.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение в рисовании абстракции (настроение)
Публикация «Познавательно исследовательская деятельность в экспериментах с солью» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы, соблюдение техники безопасности при работе с солью, поддержание познавательного интереса к родному краю.
Активизация словаря:
Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства соли. Способствовать развитию диалогической речи. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения.
Образовательные области:
• Познание (познавательно-исследовательская)
• Коммуникация (речевая деятельность)
• Социализация (игровая деятельность)
• Художественное творчество (рисование)
• Безопасность
Ход :
I. Воспитатель вносит сундучок, говорит: «Ребята, а я к вам пришла не с пустыми руками, в этом сундучке находятся богатства Сибири. Как вы думаете, что в нем? Давайте посмотрим. Воспитатель достаёт каменный уголь что это (ответы детей)
- Это, ребята, каменный уголь, для чего он нужен? (после возможных ответов говорю) : «Он нужен для того, чтобы отапливать печи в котельных. Уголь горит и даёт тепло, большие котлы с водой нагреваются и горячая вода по трубам отопления даёт тепло в дома, в детсадах.
Воспитатель показывает камень железной руду –«Ребята, а это камень железной руды из него люди добывают железо. Что из железа делают (машины, корабли, самолёты) А вот что это за камень, про него я ничего говорить не буду, вы сами отгадаете к концу занятия.
II. Я вам хочу рассказать интересную историю про двух лошадок. Воспитатель показывает детям две лошадки, с жё лтыми и красными мешочками:
“Как-то раз, две лошадки возвращались домой с рынка, везли груз. А что за груз везли, мы с вами постараемся узнать” (определение на ощупь)
1
а) – Возьмем в руки мешочки красного цвета, и определим, что же в них?
Версии детей (плотное, мягкое и т. д.).
- Что же может быть мягким? (мочалка, губка, поролон)
- Откройте мешочки и посмотрите что же это? (поролон). Верно, кто из вас отгадал? (Саша, Лена)
б) – А теперь возьмите мешочки жёлтого цвета. Обследуйте их.
- Определяем на ощупь (сыпучее, мягкое).
- А что же это может быть? (Рис, пшено, песок, сахар, соль)
Откройте и посмотрите что в них? Это соль.
III. - Поиграем в игру “Живые весы”.
Положите мешочки в ладошки- это будут чаши весов, Мы с вами, должны определить, какие мешочки тяжелые, а какие легкие; (жёлтые тяжёлые, а красные лёгкие).
- А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, для того чтобы узнать о свойствах соли и поролона.
IV. ОПЫТ № 1: Давайте рассмотрим сначала соль. А эта таблица будет нам подсказкой – что, за чем, мы будем обследовать (на листе нарисованы картинки –глаз, рука, нос, рот)
(Безопасность)- С солью надо обращаться осторожно, нельзя отряхивать руками, можно вытереть влажными салфетками.
Возьмите лупы. У вас 2 вида соли. Она одинаковая, или разная? (Разная)
Чем отличается? (одна мелкая, другая крупная, одна как песок, а другая каменистая) - эти камешки называются маленькие кристаллы – соль кристаллическая, а вприроде встречаются очень крупные кристаллы.
- Какая соль на вид- какого она цвета? (белая, серая).
-Какая она на ощупь? - Пощупайте, потрогайте, посыпьте - (твердая, рассыпчатая, сыпучая, крупная)
- (Безопасность) Чтобы узнать, если запах у соли, для безопасности, необходимо не поднося слишком близко к носу, помахивая ладошкой развеять запах, это правило для всего что вы будите нюхать. Что вы можете сказать про запах соли? (Соль без запаха)
-(Безопасность)- Что бы узнать какая соль на вкус? Надо взять одноразовую лопаточку, лизнуть её и кончиком чуть, чуть макнуть в соль, положив на кончик языка. Много соли в рот брать нельзя, слишком много соли -это вредно. Лишнюю соль можно убрать с языка бумажной салфеткой.
-Какая соль на вкус? (соль солёная.)
- Что общего у одной и у другой соли? (одинаковая на вкус- солёная)
V. А история про лошадок продолжается. Вы помните, какие мешочки были тяжёлые? (жёлтые, а лёгкие? (красные) - По дороге лошадкам нужно,
было переплыть речку. Вошли они в речку и поплыли. Одной лошадке, у
которой были желтые мешочки - было легко плыть, и она её без труда
переплыла, а вот другой, с красными мешочками - пришлось приложить
немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега.
2
Почему так произошло? (версии ответов детей) (мешочки намокли и соль растаяла, а поролон наоборот -намок) Чтобы разобраться, какой нам надо провести эксперимент? (нам надо намочит мешочки) давайте намочим желтые мешочки…Мальчики принесут всем ванночки с водой. А девочки раздадут мешочки красные и желтые -для всех детей.
Дети проводят эксперимент.
ОПЫТ № 2
Ребята, что произошло с мешочками, какой можно сделать вывод? (Соль намокла и растворилась и мешочки стали пустые….)
- Что можно сказать про воду и поролон? (А поролон наоборот -впитал воду и стал тяжёлый)
-Какой лошадке пришлось приложить немало усилий, чтобы доплыть до берега? (лошадке с поролоном)
- Из какого материала надо взять мешочки в следующий раз, что бы довезти груз? (Надо поменять материал для мешочков, на тот, который не пропускает воду. Мешочки должны быть - из полиэтилена непромокаемые)
-Воспитатель показывает такой мешочек с солью и опускает в воду. Что можете вы про это сказать (соль не промокла, осталась целой)
VI. - А знаете ли вы, откуда берётся соль? (с магазина, соль выращивают …и другие версии детей)
А вот откуда она берётся, как её добывают, мы узнаем, посмотрев слайды
VII. Просмотр слайдов (о добыче соли.)
Много миллионов лет назад всё постепенно менялось, где были солёные моря, постепенно образовывались горы, и наоборот, где были горы, эти места опускались и образовывались моря. И поэтому сейчас соль добывают разными способами: Один из способов, соль добывают из морской воды, а помогают - могучие насосы, солесосы. Есть другой способ добычи – из соляных шахт в горах. Таким способом добывают соль, в нашей, Иркутской
обл. в городе Усолье-Сибирское и в посёлке Тыреть. И называют нашу
Иркутскую обл. «Солонкой России «Как вы думайте, почему так называют? (у нас много соли…Действительно, соль является одним из богатств Сибири.
Сможете ли вы отгадать загадку про наш камень- достаёт камень -«Отдельно я ни так вкусна, но в пище каждому нужна? Что это? (соль) «Вы догадались, как называется этот камень (камень соли или большой кристалл соли)
- Для чего людям нужна соль? (солить продукты, пищу, блюда) -
-Что бы было, если бы не было соли? (пища была бы не вкусная, пресная,
продукты бы портились, мама не смогла бы урожай из овощей посолить, у рыбаков бы рыба пойманная портилась. Соль обеззараживает, убивает
микробы. Солью люди лечатся – полоскание полости рта, помогает
от воспаления дёсен, люди делают прогревание солью, когда простужаются, дышать солевым воздухом очень полезно. Человеку соль
3
необходима. Даже слёзы- какие на вкус (солёные) Но употреблять соль в пищу надо немного, пересаливать пищу вредно. Всё хорошо в меру. (Физминутка) А сейчас ребятки встаньте, давайте посолим капусту:
Мы капусту рубим-рубим
Мы капусту мнём-мнём
Мы капусту солим-солим
Мы капусту жмём-жмём
VIII.
Мы сегодня с вами узнали много интересного про соль. А солью можно ещё и рисовать. Мы с вами сегодня попробуем нарисовать своё настроение на мокрой соли. Вы увидите - как это здорово! (воспитатель показывает способ рисования). Обильно намочить лист вдвое склеенного картона, при помощи губки, щедро посыпаем мелкой солью, соль впитывает воду и становится сырой. Дети набирают краску и касаются кистью мокрой соли, соль интересно и увлекательно расплывается по соли, образуя необычные контуры, смешиваются.
Включается мелодичная музыка.
По окончанию рисования дети рассматривают работы друг друга, говорят почему они нарисовали такое настроение. Чем им понравилось заниматься больше всего…
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной и необычной» солью. А еще я хочу вам оставить вот такую интересную книгу, в ней вы сможете узнать много интересного…