Марина Сапронова
Конспект ОД по познавательному развитию для детей средней группы «В гости к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания об осени, осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- упорядочить знания детей об осени, ее характерных признаках, сезонных изменениях.
Развивающие :
- развивать логическое мышление классифицируя картинки о временах года в определенные группы, устанавливая причинно- следственные связи, аргументируя свои ответы;
- образовывать относительные прилагательные от существительных.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать высказывания товарищей, не перебивая.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию для детей средней группы „В гости к осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Предварительная работа: рассматривание картин об осени; чтение художественной литературы по теме; наблюдение за листопадом, осенними изменениями в природе; заучивание стихов.
ОД
Воспитатель: (держит в руках осенний конверт и обращается к детям).
Я держу в руках конверт,
В конверте может быть секрет
Вы хотели бы узнать, кто мог письмо нам написать?
Дети: (высказывания детей)
Осень написала письмо, потому что конверт украшен разноцветными осенними листьями.
Воспитатель:
Сейчас посмотрим правы ли вы? (воспитатель открывает конверт).
Здесь письмо, в котором загадка, отгадайте ее (читает загадку)
Загадка:
Все поля и все леса ярким цветом крашу я,
Еще люблю я шум дождя,
А теперь не тая, отгадайте кто же - я? (осень)
Воспитатель:
Вставайте в круг, поиграем в игру «Осень какая?», придумаем красивые слова, к кому палочка попадает, тот и отвечает
( дети передают друг другу палочку и называют слова - признаки: золотая, грустная, разноцветная, дождливая, ветреная, хмурая).
Воспитатель:
Вам осень в подарок прислала загадки, вы отгадайте их быстро ребятки.
Загадки: (отгадки сопровождаются показом иллюстраций)
1. «Без рук, без ног, а деревья гнет» (ветер).
Ветер осенью какой? (слова признаки)
2. «Падают с ветки золотые монетки» (листья).
Листья какие? (слова признаки)
3.«Шубку серую мне надо поменять, в белой буду зимовать» (заяц).
4. «Холода их так пугают, к теплым странам улетают,
Петь не могут, веселится – Кто же это? (перелетные птицы).
5. «На колючки листья собираю, на всю зиму засыпаю,
Клубком свернусь, до весны отосплюсь» (ежик)
6. «Зимой голодно в лесу, грибы на ветке я сушу,
Орехи, шишки собираю, в дупло запасы я таскаю» (белка)
7. «Дни стали короче, длиннее стали ночи, Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» (осенью)
Воспитатель:
Загадки разгадали все без запинки, для вас от осени- картинки (просмотр слайдов об осени с музыкальным сопровождением, во время просмотра можно прочитать стихотворение.)
Листопад, листопад, листья желтые летят,
Желтый клен, и желтый дуб, желтый в небе солнца круг,
Желтый двор, желтый дом - вся земля желта кругом;
Желтизна, желтизна, значит осень… не весна.
Воспитатель:
А как вы думаете, ребята, осень –это…хорошо? (да).
А бывает плохо? (да).
Давайте поиграем в игру: дети, сидящие за Макаром, отвечают, почему хорошо? Дети, сидящие за Вовой – почему плохо?
Игра (по ТРИЗ) «Осень хорошо-плохо?»
Воспитатель: Я приглашаю рассмотреть картинки на моем столе и выбрать только те, на которых осень и придумать предложение по вашей картинке.
Игра «Что осенью бывает?»
(предлагаются картинки с разными временами года, дети выбирают осеннюю картинку и придумывают предложения, выкладывают на магнитную доску)
Дети:
Осенью дети идут в школу; осенью собирают грибы; осенью люди надевают осеннюю одежду, осенью ветер гнет деревья, осенью- листопад, осенью льют дожди).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись. И из всех картинок выбрали нужные.
О каких временах года другие картинки?
Дети:
Дети катаются на санках – это зима; люди купаются- это лето; тает снег – это весна.
Воспитатель:
Вот еще игра для вас, я начну ее сейчас, а вы, ребята, не зевайте «да» или «нет» дружно отвечайте.
Игра «Да – нет» (ТРИЗ)
«Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
А букашки прилетают?
Спать в листочки заползают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же людям делать?
( придумывают варианты ответов: надевать шапки, надевать куртки, брать зонтики; собирать грибы, овощи, фрукты, красивые листья)
Воспитатель:
С каких деревьев опадают листья? (с лиственных).
Узнайте их на картинках и назовите (называют и показывают).
Правильно выполнили задание. Молодцы!
Сейчас предлагаю вам превратиться в осенние листочки.
Физкультминутка «Листики» (с движениями)
«Мы листики осенние, на дереве сидели, (машут руками вправо- влево)
Дунул ветер – полетели, (дуют- кружатся)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял, (дуют- встают)
Завертел их, закружил и на землю опустил» (кружатся- садятся на стулья)
Воспитатель:
Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья (ответы детей- листопад).
Почему оно так называется? Из каких слов оно состоит? (листья, падают).
«Листопад, листопад – листья желтые летят!
Осень яркой, тонкой кистью разукрашивает листья,
Красный, желтый, золотой – выбирай себе любой» (на ковре гербарий из листьев)
Каждый должен выбрать свой листочек, назвать его, и подарить тому дереву, к какому он относится- например: «у меня березовый лист- я подарю его березе».
Игра «С какого дерева лист?»
(дети ищут в группе заранее развешанные картинки деревьев и «дарят» им свои листья).
Воспитатель:
Ребята, вы любите сюрпризы? (да, закройте глаза (воспитатель на голову надевает венок из осенних листьев и «превращается в осень»).
Осень : Здравствуйте, ребята! Я, осень, в гости к вам пришла и подарки принесла! Хоровод: «Здравствуй, осень!»
Воспитатель:
«Здравствуй, осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, осень, спросим, что в подарок принесла?»
Осень : «Принесла я вам муки!» - дети: «Значит, будут пироги!»
Осень : «Принесла вам гречки!» - дети: «Каша будет в печке!»
Осень : «Принесла вам овощей!» - дети: «И для супа, и для щей!»
Осень : «Ну, а яблоки, что мед!» - дети: «На варенье, на компот!»
Осень : «Рады ли вы грушам?» - дети: «На зиму засушим!»
Осень «А дождику вы рады?» - дети: «Не хотим, не надо!» (осень машет султанчиками, дети разбегаются).
Осень : За осенние приметы, за хорошие ответы - вас сегодня угощаю. Сок фруктовый так полезен, помогает от болезней! Какой сок выбираете- тот и получаете!
Игра «Какой сок выбираешь?» (дети самостоятельно выбирают- «я люблю вишневый сок, я люблю персиковый», ориентируясь по нарисованной картинке на коробке, самостоятельно образовывая прилагательные от существительных)
Литература:
1. От рождени я до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – 6-е изд., доп. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020-368с.
2. Бухвостова С. С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007
3. Григорьева Т. С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М : ТЦ Сфера 2012.
4. Выразительное чтение. -М: Академия,2005. Лазаренко О. И.,
5. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков – СПб: КАРО Селиверстов В. И.
6. Речевые игры с детьми. — М., 1994 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.