Папки-передвижки

Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования»

Елена Хажинская
Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования»

Преемственность дошкольного и начального образования

Проблема преемственности разных звеньев образования волнует теоретиков и практиков в области образования достаточно давно. Новый шаг в решении этой проблемы сделан при введении на государственном уровне стандартов образования, который способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Необходимо отметить, что сегодня произошло изменение в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», а именно способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Это связано с введением ФГОС ДО, что имеет социальную и практическую значимость [1,5] Преемственность двух первых звеньев образования предусматривает переход детей из дошкольной организации в начальную школу с уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения каждого обучающегося в ученический коллектив. Начальная школа опирается на достигнутый уровень дошкольного образования и личный опыт детей. Таким образом, воспитатели должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми к детям в 1 классе, и в соответствии с ними готовить дошкольников к систематическому обучению в школе, а педагоги - учитывать уровень готовности детей к обучению школе. При реализации идеи преемственности мы выделили ряд проблем: -недостаточная согласованность в действиях учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций; - недостаточное внимание педагогов к использованию совокупности систем диагностики (логопедической, психологической, медицинской, педагогической) на этапе разработки рабочих программ как в школе, так и в детском саду; - некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса, даже при условии реализации ФГОС [1,3,5]. Одним из главных условий эффективности преемственности начального и дошкольного образования является управление инновационными процессами в данных организациях в области исследуемой проблемы: общая цель, нормативная база инновационной деятельности, построение межличностных, профессиональных отношений, система стимулирования педагогов к инновационной деятельности [1,5]. В данном контексте необходимо обратить внимание на взаимодействие педагогических коллективов двух подсистем образования (дошкольного и начальной школы). При обеспечении постепенного вхождения первоклассника в школьную жизнь воспитателям и учителям необходимо согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга. Мы выделили уровни отношений между образовательными учреждениями : - добрососедский (происходит обмен основной информацией, посещение воспитателями классов, где обучаются их бывшие воспитанники, посещение учителями начальных классов занятий, родительских собраний в дошкольной организации, организация совместных мероприятий); -партнерский (учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; учреждения могут рассчитывать на определенную помощь своего партнера); - интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство : создаются сквозные планы работы методических объединений, планы совместного развития образовательного пространства, совместное формирование благоприятных для детей образовательно-развивающих сред : выявление и создание условий необходимых для реализации возрастной потребности в общении; включение детей в знакомство и осознание социальных норм межличностных и межгрупповых отношений и др.) [3]. С нашей точки зрения, интеграционный уровень взаимодействия является наиболее эффективным. Таким образом мы можем выделить направления реализации проблемы преемственности начального общего и дошкольного образования детей : - проведение совместных мастер-классов с приглашением преподавателей вузов («Особенности работы с одаренными детьми», «Особенности адаптации первоклассников в образовательной организации», «Техники взаимодействия родителей и детей при решении проблем»); - проведение совместных занятий по формированию здорового образа жизни; - организацию совместной исследовательской, проектной деятельности детей (форумы «Мои первые исследования», «Золотой ключик», конкурсы проектов на православные темы и др.); - организацию инновационной деятельности воспитателей и учителей начальных классов [1,2,4]. При организации инновационной деятельности мы видим целесообразным использование следующих совместных форм: деловые игры; дискуссии.

Публикация «Консультация „Преемственность дошкольного и начального образования“» размещена в разделах

Библиографический список

1. Верховых, И. В. Формы осуществления преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой [Электронный ресурс] /И. В. Верховых: Воспитание, обучение, образование : новые методы и технологии: Сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. 2017. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30132445.

2. Верховых, И. В. Проектная деятельность младших школьников в процессе изучения основ православной культуры [Текст] /И. В. Верховых, Н. П. Шитякова: Основы православной культуры: учебно-методическое пособие. – Челябинск, 2012. – С. 6-12.

3. Козлова Н. А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] /Н. А. Козлова:Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Педагогика, психология и образование : от теории к практике» - Ростов на Дону: Инновационный центр развития образования и науки, 2014, С. 79-81

4. Козлова Н. А., Шишкина О. А. Подходы в управлении инновационной деятельностью учителей начальных классов. /Н. А. Козлова, О. А. Шишкина: Сб. научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения, воспитания и социальнопсихологических процессов. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016, С. 57-63

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС Иванова Татьяна Николаевна, старший воспитатель МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18» г. Прокопьевск Быть готовым к школе – не.

Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования является одним из важнейших условий непрерывного образования ребенка.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана.

Фоторепортаж. Межрегиональный семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования»Фоторепортаж. Межрегиональный семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» 28 марта 2017 года в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева состоялся Межрегиональный научно-практический.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Консультация для педагогов дошкольного образования «Изобразительное творчество и игра» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 116 " Консультация для педагогов дошкольного образования.

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в рамках.

Взаимодействие по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работ соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 07:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД