Поспелова Светлана
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается значительная тенденция увеличения количества детей, приходящих в детский сад с признаками выраженных речевых расстройств. Также, все чаще поступает информация от учителей начальных классов, о том, что многим детям трудно усвоить школьную программу с первого класса, они путают, пропускают и переставляют звуки и слоги. Дети не могут определить количество, последовательность и место звука в слове, не понимают прочитанного. Все это указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие. Один из показателей готовности ребенка к обучению в школе – это правильная речь, ведь именно правильная речь залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системой языка, перейдут в разряд учащихся с нарушениями письма и чтения. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности.
Публикация «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Я кратко расскажу Вам о состоянии звукопроизношения у детей с ФФНР. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук «л» употребляется вместо звука «р». У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками «т» и «д» («табака» вместо собака). Причинами такой замены является недостаточная сформированность фонематического слуха. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. Так же, у ребенка имеется нестойкое употребление звуков в речи, т. е. некоторые звуки по инструкции он произносит правильно, но в речи они отсутствуют. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонематические нарушения, которые не влияют на смысл слова. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи. Обычно детей 6 лет с ФФНР зачисляют в логопедический пункт на один год. И при успешной коррекции слух и речь восстанавливаются.
Приведу несколько примеров игр, которые способствуют развитию фонематического восприятия у детей.
1. Игры и упражнения, развивающие способность узнавать и различать неречевые звуки. Можно предложить детям послушать звуки в группе или на прогулке, например: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди).
1. Игра «Что ты слышишь?». Детям предлагается посмотреть на картинки и послушать звуки, которые включает логопед. Нужно соотнести звук к картинке. Например: скрип двери, отодвигание стула, тиканье часов и др.
2. Игра «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
3. Игра: «Угадай что звучит». Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2. Игры, которые учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
1. Игра «Узнай по голосу». Дети, смотрят на изображения и слушают звуки, они должны отгадать, какому именно животному принадлежит звук.
2. Игра «Три медведя».
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3. Игра «Животные и их детёныши».
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3. Цель этих игр научить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Четвертый лишний». Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных.
2. Игра «Правильно-неправильно». Ребёнку предлагают послушать цепочку слов, и хлопнуть тогда, если слово названо правильно: Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом.
3. Игра «Доскажи словечко».
Ход игры: взрослый читает стихи, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.
4. Игры, где дети учатся различать слоги.
Игра «Найди лишний слог» Взрослый произносит слоговой ряд, а дети определяют какой лишний.
Игра «Выбери правильно». Детям дается несколько картинок, им нужно выбрать именно те картинки, где есть тот или иной звук.
Игры на различие фонем родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
1. Игра «Покажи картинку».
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т. д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Игра «Кто это?» Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
Игры на развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Игра «Собери урожай». На картинках изображены овощи, детям предлагается их назвать и определить, сколько в каждом слове слогов, и правильно разложить по корзинкам (на корзинках изображено количество слогов)
Игра «Слоговые домики» Детям предлагается взять картинки с изображением мультгероев, назвать слово, затем каждый звук отдельно, посчитать количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством кружков.
Игра «Определи место звука в слове» На картинках изображены животные. Нужно выбрать картинку, в названии которой, звук «М» будет находиться в начале слова.
Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в работе с детьми, и конечно, больше общаться с ними. Ведь, именно, четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.