Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Марина Лобанова
Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Автор: Лобанова Марина Николаевна, воспитатель ВКК.

Участники: воспитатели методического объединения.

Технология: мастер-класс.

Цель: освоение и активное применение ТРИЗ технологии в практической деятельности воспитателей ДОУ.

Задачи:

1. Сформировать представление о возможностях применения ТРИЗ технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ;

2. Обучить приемам ТРИЗ технологии;

3. Показать использование приемов ТРИЗ технологии в непосредственно-образовательной и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение:

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игр участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с приемами ТРИЗ технологии, обменяться опытом.

Продуктом мастер-класса можно будет считать

План проведения мастер класса.

1. Приветствие.

2. Актуальность.

3. Представление технологии.

4. Практическое применение ТРИЗ технологии.

5. Рефлексия.

Приветствие.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Актуальность. Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Новизна: 3. Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.

Проведение имитационной игры.

Уважаемые педагоги, прежде чем перейти непосредственно к практической части и пригласить участников, возможно у вас возникли вопросы ко мне. Ну а теперь позвольте мне пригласить участников для проведения мастер-класса.

Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам.

Уважаемые коллеги! Прежде всего, мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый —влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения.Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

И вот вам первое задание:

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу я провожу поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ.Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1. Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

2. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

А я хочу рассказать о методе моделирование маленькими человечками. На мой взгляд, этот метод можно применять на рисовании, которое целесообразно можно совместить с занятиями по математике и развитием речи. Кроме того, рисование способствует развитию мелкой моторики.

Практика показывает, что дошкольников интересует, из чего состоит дерево, из чего состоит пар, дым и многое другое, но беседа об атомах и молекулах срабатывает не всегда. Гораздо проще подвести детей к моделированию хорошо известных им объектов и явлений при помощи метода маленьких человечков.

Назовите и явлений при помощи метода маленьких человечков.

Назовите твердые предметы, находящиеся вокруг вас (стул, доска, пол). Эти предметы состоят из твердых маленьких человечков (показ схемы).

Назовите жидкие объекты (вода, молоко, сок). Все это состоит из жидких маленьких человечков.

А газообразные человечки вот такие (показ схемы).

А теперь попробуйте изобразить модель воды, дыма, карандаша, модель кипящего чайника.

После освоения детьми ММЧ я перешла на схематизацию. Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира. В схемах я использую математические знаки «+», «-».

Смоделируйте поленницу дров, стакан с водой, испаряющуюся на солнце лужицу (показ схем).

Метод ММЧ помогает также при решении изобретательских задач, а схемы ориентируют детей на достижение наиболее эффективного результата. Представьте себе, что на планете произошла сложная ситуация Пожарная машина выехала на место происшествия, но единственные дорога проходила через туннель, высота которого не позволяет проехать. Искать другой путь некогда, снять что-либо с машины нельзя, ломать туннель нереально.

Изобразите пожарную машину в виде схемы (мотор, корпус, твердые человечки, вода, бензин – жидкие, воздух шинах газообразные). От каких человечков нужно избавиться, чтобы машина проехала.

Моделирование маленькими человечками - лишь один из методов решения изобретательских задач. Используя этот инструмент, дети не только учатся строить схемы объектов и явлений, находить взаимосвязь между элементами разных систем, но и самое главное – подключать творческое мышление, учатся решать возникающие проблемы.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключении моего мастер-класса, представьте,что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

6. Анализ проведенного мероприятия педагогом.

Уважаемые члены комиссии! Вами был просмотрен мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». В своем анализе мне хотелось бы остановиться на том, что задачи поставленные мною достигнуты. Я думаю, что мне удалось заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ, так как они активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личностей педагогов, активизации их творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила буклеты и памятки. Наряду с положительными моментами были и недочеты. Есть ли у вас ко мне вопросы по данному мастер-классу?

Я была рада видеть вас на своем мастер-классе, я учту все ваши рекомендации и пожелания. Спасибо.

7. Вопросы-ответы.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Консультация для педагогов ДОУ всех возрастных групп «Музыка в повседневной жизни дошкольников» Цель: расширить представления педагогов о самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Музыкальное развитие ребёнка.

Консультация для педагогов «ТРИЗ-игры в повседневной жизни дошкольников»Консультация для педагогов «ТРИЗ-игры в повседневной жизни дошкольников» ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр и творческих заданий. Работа в группе сверстников предполагает определённые навыки.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для дыхательной гимнастики с детьми»Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для дыхательной гимнастики с детьми» [Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми» Воспитатель : Албинкина.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Игра является основным видом деятельности для дошкольника. Основное место.

Мастер-класс  для педагогов «Технология» лэпбук «  и её практическое применение в педагогической деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Мастер-класс  для педагогов Педагог :Головко Светлана.

Мастер-класс «Применение активных методов обучения в начальных классах» Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий,.

Мастер-класс для педагогов «Применение театрализованных игр в образовательной деятельности» Цель: привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности. Задачи: -вызвать интерес педагогов к словесным театрализованным словесным.

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Гномик» «Применение методов ТРИЗ в повседневной.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 08:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки