Получи документы

Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы

Корс Диана Игоревна
Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы

Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы

Введение.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Публикация «Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы» размещена в разделах

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Прежде чем идти дальше, нужно разобраться, что же это такое –педагогическая технология.

Сначала рассмотрим термин «технология». Если верить различным словарям, технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология требует услуг людей образованных, разбирающихся в науках, а в настоящее время хорошо подготовленных к использованию компьютеров; для приобретения этих знаний обычно необходим высокий уровень образования. Все это отличается от квалификации, которая в основном приобретается на опыте, на работе, под руководством людей, обладающих знанием.

Исходя из всего выше сказанного, педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий, но все они подчиняются основным требованиям:

- все технологии опираются на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

– обладают логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

– все имеют возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

– педагогические технологии, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Педагогическая технология состоит из трех частей:

• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных педагогических технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология

• и др.

Я же хочу остановиться и подробнее разобрать технологию проектной деятельности и ее применение в воспитательно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Технологии проектной деятельности. Общие понятия.

Сейчас в педагогической среде, и в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детском саду. В данной работе я попытаюсь разобраться в этом вопросе и донести ход своих мыслей до моих слушателей.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Все проекты в педагогической деятельности можно разделить на несколько групп :

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, вокальной, художественной (картина) или иной формах;

«конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

По типу, проекты можно сгруппировать так :

1. по доминирующему методу:

• исследовательские,

• информационные,

• творческие,

• игровые,

• приключенческие,

• практико-ориентированные.

2. по характеру содержания:

• включают ребенка и его семью,

• ребенка и природу,

• ребенка и рукотворный мир,

• ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте :

• заказчик,

• эксперт,

• исполнитель,

• участник от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов:

• осуществляется внутри одной возрастной группы,

• в контакте с другой возрастной группой,

• внутри ДОУ,

• в контакте с семьей,

• учреждениями культуры,

• общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников:

• индивидуальный,

• парный,

групповой,

• фронтальный.

6. по продолжительности:

• краткосрочный,

• средней продолжительности,

• долгосрочный.

Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы.

1 января 2014г. был подписан указ о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В отличие от ФГТ здесь уже разработаны не две группы требования, а три: к структуре программы дошкольного образования, к условиям ее реализации добавляется еще и требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, но теперь они прописаны не как интегративные качества ребенка, а представлены в виде целевых ориентиров «которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

«Целевые ориентиры» являются целью педагогической работы в дошкольном учреждении, но не стремятся к абсолюту. Другими словами, целевые ориентиры задают направление развития детей, либо в строну дальнейшего развития, углубления, либо в сторону коррекции как педагогического подхода, так и в сторону коррекции детского развития.

Целевые ориентиры могут служить также и поводом для самоанализа педагогической деятельности. Они всегда будут промежуточным звеном в развитии детей, смещая горизонт в строну ближайшего развития ребенка. «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» в дальнейшем будут стремиться к «целевым ориентирам» на этапе завершения начального школьного образования и т. д.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ставится акцент на привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими слова, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка.

В своей работе с детьми многие сталкиваются с одной важной: ни воспитатели, ни родители детей не готовы к проектно-исследовательской деятельности. Мы привыкли получать готовые знания. А для исследования нужны не только знания, но и умение задавать правильно вопросы.

Ценность детского возраста заключается в том, что дети любят задавать вопросы. Одной из уникальных особенность детства является способность удивляться всему, что они видят и воспринимают. Взрослые уже, к сожалению, теряют эту особенность, в результате возникает трудность общения ребенка со взрослым. И для того, чтобы преодолеть это, необходимо встать на некоторое время на уровень ребенка, посмотреть на мир его глазами, и с этой позиции попытаться помочь ему понять, узнать, изучить.

Однако есть еще одна трудность. Вопросы бывают разные, простые и сложные. И для того, чтобы в дальнейшем, уже в 5-6 летнем возрасте ребенок задавал сложные и грамотные вопросы (определял поле для исследования и познания, ему необходимо накопить багаж знаний, но не навязанных взрослым, а как бы условно полученных самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникает проблема развития познавательных способностей (причем, не только у детей, но и у взрослых). Она и легла в основу построения образовательной деятельности с детьми, с помощью метода проекта, отнюдь не нового, но эффективного.

Цель проектов является развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста путем привлечения их к совместной со взрослыми проектно-исследовательской деятельности.

Прежде чем приступить к выполнению педагогических проектов, в первую очередь нужно изучить готовность детей 3-4 лет к проектно-исследовательской деятельности, провести мониторинг развития; провести анкетирование родителей, собрать информацию о готовности родителей к такого рода развития детей. Выбрать вариант программы; подготовить консультации для родителей. В ходе осуществления поставленныхзадач нужно организовать для детей совместную со взрослыми проектно-исследовательскую деятельность. Способствовать формированию умения у детей ощущать трудность, искать проблему и находить совместно со взрослым решение. Оценить полученный результат. Сравнить с ожидаемым результатом. В конце произвести анализ проделанной работы с целью осуществления коррекционной работы при разработке новой проектной деятельности.

Теоретическое описание модели проектной деятельности.

Педагогическая практика показывает, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти, в детский сад, а затем и в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию, когда взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как это обеспечивает взаимопроникновение разделов программы друг в друга, или, иначе говоря, как развивает детей интеграция этих разделов.

Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование предполагает наличие индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования. Во ФГОС в основных принципах как раз и говорится о содействии и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. В проектной деятельности ребенок. По утверждению специалистов. Сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо: - заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); - открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; - согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Метод проектов, таким образом, можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели : - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Практическое применение метода проектов.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Краски осени», проводимого с детьми второй младшей группы.

Актуальность: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности. Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» Они очень любознательны и хотят все знать.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.

Конечным продуктом стала коллективная работа «Осенний ковер», музыкальный досуг.

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

Заключение

Проблема качества образования на сегодняшний день остается насущной, но недостаточно разработанной. В обществе и в развитом научно-техническом прогрессе появилось множество изменений. Существующая модель образования в России перестала удовлетворять массы, поскольку социальный заказ не соответствовал результатам. Изменился конечный результат образования.

Итоговой целью образования должна теперь стать не просто гармонично развитая личность, а личность, способная ориентироваться в потоке быстро изменяющейся информации, личность способная приспособиться к новым условиям жизни в эпоху научно-технического прогресса.

В связи с этим возникла необходимость в перестроении образовательного процесса. Началась эпоха перемен, модернизации, постепенное перестроение с обучения и воспитания общей массы, получающей готовые знания на личностно-ориентированную модель образования. Требовался переход от репродуктивного способа подачи материала в массы к продуктивной деятельности каждой отдельной личности. При этом педагог выступает помощником, направляющим эту личность в необходимое русло индивидуального развития.

В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.

Проектная деятельность создает условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.

Проектная деятельность в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Использованная литература:

Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. 2006.

Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.

Вазина К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.

Метод проектов. // Российская педагогическая психология. Т. 1 М., 1993.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011.

Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников. \\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.

Комратова Н. Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников. \\Дошкольное воспитание. 2010 №8.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Цель: расширение границ представлений.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА "БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ" Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.

Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности. помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость.

Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство педагогов с функциональными возможностями современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада.

Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Ольга Русанова Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство.

Опыт использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Воспитатель Шульженко.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Разработала учитель-логопед Шакирова Полина Николаевна Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы
Опубликовано: 17 октября 2016 в 08:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД