Папки-передвижки

Применение эффективных методик в коррекционной работе с детьми с нарушением речи

Мария Котова
Применение эффективных методик в коррекционной работе с детьми с нарушением речи

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные технологии. При их применении работа учителя-логопеда становится более эффективной, а процесс обучения для детей- интересным, занимательным, развивающим.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи,

Публикация «Применение эффективных методик в коррекционной работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

методика Г. А. Волковой "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи".

методы логопедического обследования детей Г. В. Чиркиной.

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

методика Л. И. Беляковой

методика А. Н. Стрельниковой.

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

• авторская методика Е. А. Дьяковой.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

• программы и методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.

• программы и методические рекомендации Н. С. Жуковой

• программы и методические рекомендации Т. А. Ткаченко

• программы и методические рекомендации Н. В. Нищевой

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

• приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.

• система работы В. П. Глухова

• система работы развития связной речи, разработанная Т. А. Ткаченко.

В практической работе с детьми используются следующие технологии:

• Технология проблемного обучения.

• Технология развивающего обучения.

• Технология сотрудничества.

• Технология дифференцированного обучения.

• Игровые технологии (

• КОМПЬЮТЕРНЫЕ, ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

• ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Нетрадиционные и инновационные технологии (как часть общепринятых технологий) : это:

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Нетрадиционные и инновационные технологии в логопедии:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

«Су – Джок» – терапия;

• криотерапия;

• информационные технологии (ИКТ)

Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики и технологии

Для достижения большей эффективности коррекционно-развивающего процесса с детьми в условиях логогруппы и логопункта, я использую в своей работе приемы (их еще называют техники или методы) мнемотехники: это мнемотаблицы и тактильные дощечки.

Эти приемы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они являются частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал.

Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Константин Дмитриевич Ушинский говорил:

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Для дальнейшего успешного усвоения программы в школе, у детей в дошкольном возрасте должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.

У детей с нарушением речи существуют следующие проблемы: (вынесены на слайд) нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас.

Кроме речевых особенностей, у детей с ОНР недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Дошкольнику надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство - зрительный образ, символ, рисунок.

И сегодня я с Вами поделюсь своими, наиболее интересными для меня, приемами мнемотехники.

СЛАЙД №9

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.

История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский в (6 век до н. э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из методов активизации творческого мышления ребенка являлась символическая аналогия.

Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.

Цель и задачи обучения приему мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора : зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).

Мнемотаблицы в логопедической работе можно использовать для:

1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» - «буква».

2. Для формирования фонетической стороны речи : символы звуков, схема характеристики звука.

3. Развития мимической и артикуляционной моторики.

4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.

5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.

6. Формирования грамматического строя речи.

7. Для развития связной речи : схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.

8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.

9. Самостоятельное составление мнемосхем.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

У многих наших детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у воспитанника после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Как и любая работа, работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно, строится от простого к сложному.

1 этап.

Начинают работу с применения мнемоквадратов. Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.

2 этап.

Это мнемодорожки.

Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.

3 этап.

Работа с мнемотаблицами.

В своей работе я использую мнемотаблицы для работы над автоматизацией звуков, обогащении словаря, при заучивании стихотворений, при пересказе сказок.

Для улучшения процесса запоминания у детей, я задействую разные виды памяти, в том числе и тактильную.

Тактильные дощечки – это еще один прием мнемотехники.

Дидактический материал (тактильные дощечки) помогает развить, связную речь, тактильную память, внимательность и фантазию у детей с нарушением речи (метод введен Марией Монтессори).

Привлекательность данного приема состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.

Организуя занятия с применением тактильных дощечек, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, признаю за детьми право на пробы и ошибки, что позволяет им работать без напряжения и нервозности. Тем самым повышаю их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.

СЛАЙД №18

№ дощечек Покрытие дощечек Наборы предметных картинок

№ 1 Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево

№ 2 Поверхность оклеена наждачной бумагой Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник

№ 3 Ворсистая фланель (байка) Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок

№ 4 Застывшие капли воска со свечи Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса

№ 5 Тонкая верёвка или толстый шнурок Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны

№ 6 Очищенные от серы спички Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр

№ 7 Поломанные спички (без серы) Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки

№ 8 Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга) Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет

№ 9 Бархатная ткань (бархатная бумага) Трава, кисточки, верба, косы (волосы, полотенце, платье, лепестки розы

№ 10 Рубчатая ткань (вельвет) Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны

Работа проводится индивидуально. Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, использую экран (30х40 см, который располагается на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок.

Варианты игровых действий с тактильными дощечками:

- охарактеризуй свойства дощечки (мягкая, пушистая, жесткая, шершавая, холодная, ворсистая и т. д.)

- подбери картинку, соответствующую дощечке.

- придумай свою ассоциацию к дощечке.

- что ты чувствуешь, прикасаясь к дощечке.

- на что похожи предметы на дощечке.

- ощупывая дощечку, подбери как можно больше существительных, а затем и прилагательных.

-выбери дощечки, разложи по своему усмотрению и составь по ним рассказ.

На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Практическая часть:

1). Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы;

2). Знакомство с тактильными дощечками;

3). Выучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы;

ИТОГ

Использование данных приемов мнемотехники в работе с детьми с нарушением речи дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Необходимо подчеркнуть, что приемами мнемотехники не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование данных приемов мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную и тактильную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение эффективных методик в коррекционной работе с детьми с нарушением речи
Опубликовано: 23 июля 2020 в 12:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД