Лучший педагог года

Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством устного народного творчества

Николаева Татьяна
Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством устного народного творчества

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Публикация «Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством устного народного творчества» размещена в разделах

Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореолизовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которых дети черпают мордовские нравы, обычаи, и мордовский дух свободы и творчества. Процесс познания и усвоения должен начинать как можно раньше, как образно говорит• народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки. Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Задачи:

1. Дать детям общее представление о Мордовской Республике.

2. Познакомить детей с народным творчеством, традициями мордовского народа, знакомство с обычаями и национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью.

3. Формировать способы и средства познавательной сферы.

4. Содействовать формированию уважительного и внимательного отношения к близким, способности к сопереживанию, воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, учить заботливому отношению к растениям, животным., бережному отношению к окружающему миру. Воспитывать послушание, трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями календарные праздники.

2. Концептуальность.

Важнейшее средство человеческого общения –это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду является развитие речи, речевого общения.

Своеобразием и особенностью опыта является то, что решение задач речевого развития осуществляется в процессе ознакомления детей с народным наследием, а в частности с устным народным творчеством.

Наша работа была направлена на решение следующих задач:

- расширение, обогащение и активизация словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование правильной разговорной речи.

Новизна опыта состоит в создании в группе развивающей среды, включающей элементы мордовского декоративного – прикладного искусства, пособий в игровых уголках, самодельных кукол в национальных костюмах, различных видов театров.

Новизна: В содержание образовательной работы реализуется программа «Валдоня» и парциальная программа «Мы в Мордовии живее», но мною внесены некоторые дополнения: это ознакомление с традициями и культурой в соответствии народным календарем. Большое место уделяется формированию общих представлений о природе как о среде обитания человека. Стремление вымолить у окружающей природы и ее сверхъестественных покровителей необходимые жизненные блага. О фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т. д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1 года изучить и воспроизводить некоторые обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.

Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении.

Методы и приемы освоения материала: Беседы, чтение, разучивание стихов, песен, рассматривание репродукций картин, художественно-продуктивная деятельность, инсценирование, театрализованная деятельность, труд, праздники, развлечения.

Результаты работ:

Соприкосновение с мордовским народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций.

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством устного народного творчества
Опубликовано: 18 октября 2023 в 12:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД