Лучший педагог года

Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста

Сидорова Людмила Валерьевна
Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста

Актуальность.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Публикация «Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Это - не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

И первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном возрасте.

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности.

Цель.

Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т. е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач.

Задачи:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной им информацией, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

•занятия физкультурой, прогулки;

•рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

•дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

•бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Начиная свою работу мы исходили из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной, систематической воспитательно - образовательной работы в детском саду и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок- педагог- родитель.

В целях повышения профессиональной компетентности был разработан план работы с родителями, а затем был разработан план совместной работы всех участников образовательного процесса по формированию представлений о ЗОЖ у детей.

В работе с родителями использовались различные тесты, которые помогли нам определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. Так в тесте "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?" было выявлено, что 80% родителей прекрасно знают, что способствует здоровому образу жизни; 20 % - родителям необходимы советы по формированию здорового образа жизни. На индивидуальных беседах мы объясняли родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказывали, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома. Были проведены ряд консультаций на тему: «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработаны памятки, рекомендации «Режим дня», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины- полезные продукты», «Помоги себе сам», «Как заботиться о зубах» и др. Большая работа проводилась по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Мы разъясняли необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность. После этого родители сами начали нам помогать. Мы вместе с ними изготовили много пособий, которые используются на занятиях. Детям очень интересно заниматься с пособиями, которые изготовили их папы и мамы.

Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.

Дети и родители стали активными участниками проектов «Береги здоровье смолоду» и «Я расту здоровым» Вместе создавали центры здоровья обустраивали и озеленяли участок для прогулок, придумывали сказки о полезной еде и вредных микробах, а потом рисовали иллюстрации к ним, соревновались в викторинах, участвовали в спортивных праздниках и олимпиадах, сами проводили для детей мастер-классы по игре в хоккей, футбол, баскетбол. В соответствии с планом регулярно проводились занятия по ОБЖ, в которые входят 4 блока

1. «Ребенок и его здоровье»

2. «Ребенок на улице города»

3. «Безопасность в быту»

4. «Ребенок и другие люди»

В первый блок «Ребенок и его здоровье» входят такие беседы, как «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Полезные продукты и витамины», «Здоровые зубы», «Изучаем свой организм», «Болезни и их профилактика» и т. д.

Во второй блок «Ребенок на улице города» детей знакомим с азбукой пешехода и водителя, с работой ГИБДД, изучаем дорожные знаки.

В третий блок входят занятия по безопасности в быту: «В мире опасных предметов», «Как вести себя во время пожара, грозы, на воде, на льду, в лифте, в природе.

В четвертый блок «Ребенок и другие люди» входят такие беседы, как: «Люди знакомые и незнакомые», «Как не потеряться», «Гости званые и незваные», «Когда нельзя слушаться старших» и др.

В своей работе мы использовали такие методы и приемы, как: показ, объяснение, художественное слово, дидактичесике игры и упражнения. Чтобы не только знать, но и применять эти правила в жизни, мы проигрывали различные жизненные ситуации, читали художественные произведения в соответствии с темой.

Дети проводили опыты, ставили эксперименты, а потом делились своим опытом, пусть еще и небольшим, но ценным для них. На всех занятиях вводились элементы психогимнастики, логоритмические упражнения, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки и дыхательные упражнения. Вскоре дети, научившись их выполнять, уже учили своих родителей, младших братьев и сестер.

Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту наших детей, используя в работе передовой опыт.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, поэтому она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме малыша. Кроме этого, это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным и особенно привлекательным, а положительные эмоции, которые ребенок получает во время игр, его творчество – важнейшие факторы выздоровления.

В процессе воспитательной деятельности мы стараемся так строить свою работу так, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай».

Созданная нами предметно-пространственная среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни включает в себя : - зону двигательной активности или как мы ее с детьми называем, центр «Здоровья» - яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, очень пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, имеются так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и др.).

В центре «Здоровья» имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли, корригирующие дорожки, полусферы, массажные коврики, мячики, скакалки короткие, с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование.

Весь физкультурный инвентарь и оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, безопасен для детей, легко моется.

Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.

Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.

Нами разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз, информация о спорте.

Дети отлично знают, чтобы быть здоровым необходимо не только заниматься физкультурой, но и закаливаться. Мы каждый день проводим утреннюю гимнастику, дети в облегченной одежде или с закрученными рукавами. С удовольствием дети принимают воздушные ванны после дневного сна, ходьба по массажной дорожке, упражнения с массажными мячиками.

Любимое занятие детей полоскание полости рта после еды. Для этого у нас есть специальные стаканчики.

Соблюдаем все виды проветривания и кварцевания, применяем фито-терапию: лук, чеснок.

У детей нашей группы сформирована привычка, следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прической. Начиная с младшего возраста, мы прививали детям культуру еды, опрятность, содержание в порядке вещей, умение следить за чистотой своего тела. В утреннее и вечернее время мы проводили беседы, ситуативные разговоры: «Культура еды – дело серьезное», «Каждой вещи – свое место», «Расскажем и покажем малышам, как нужно умываться», «Как надо заправлять кровать» и др. Мы использовали народный фольклор, «Водичка – водичка», «Расти коса до пояса», читали художественные произведения в соответствии с темой Н. Литвинова «Королевство столовых приборов», С. Михалков «Я сам», А. Барто «Девочка чумазая», М. Зощенко «Глупая история», Я. Аким «Неумейка», К. Чуковский «Мойдодыр» и многое другое. И благодаря этому, дети получили знания непринуждённо, эмоционально, играя. Мы использовали и жизненные ситуации для того, чтобы показать ребёнку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. Я сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыков.

Дети научились самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать рабочее место после занятия, убирать игрушки, строительный материал. При этом я отмечала, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учила детей видеть результат своего труда.

Сохранению психического здоровья способствует центр музицирования и театрализации, мы с детьми назвали его «Играем в театр»

Задачи центра: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Формирование монологической, диалогической, связной речи.

Для театрализованной и музыкальной деятельности в этом центре имеются: ширмы и наборы для кукольного театра, теневого, пальчикого, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты.

Звучащие предметы – заместители, музыкально-дидактические игры.

Эта деятельность способствует поднятию эмоционального тонуса психологического комфорта детей. Для снятия излишнего возбуждения у детей мы используем технологию релаксации, слушаем классическую музыку и звуки природы.

Дети сами выбрали место в группе для уголока уединения.

Задачи уголка: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости.

Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно, где он сможет, полистать любимые книжки, рассмотреть семейный альбом, обнять или поиграть со своей любимой игрушкой, просто помечтать, как бы спрятаться «в норку» и восстановить силы, или просто пообщаться друг с другом.

Всю работу в группе по охране психического здоровья мы осуществляем в игровой форме: упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, применяем приёмы релаксации, организуем минуты тишины, музыкальные паузы, психогимнастику, а так же, и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, сказкотерапию и музыкотерапию.

Есть у нас в группе «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой.

Известно, что эффективным средством развития ребенка является активно развивающаяся игровая деятельность. К условиям развития игры относятся три фактора: желание ребенка играть, игровая среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации, умелое руководство со стороны взрослых.

Центр сюжетной игры также способствует формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи центра: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображение у детей основ культуры общения через решение проблемных ситуаций, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Центр оснащен необходимыми атрибутами. В нем есть всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор,, жезл регулировщика, дорожные знаки, макет пожарного щита, огнетушители, пожарные рукава, различные дидактические игры по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях, тематические папки, наглядный материал. Хорошим дидактическим пособием служит коврик с разметкой улиц и дорог. Все это позволяет нам расширять и закреплять знания по ОБЖ и ЗОЖ, а нашим детям осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера.

Большая часть оборудования для сюжетно – ролевых игр хранится на полках – контейнерах, которые хорошо просматриваются и не требуют символических обозначений, легко трансформируются, удобны для перемещения.

В группе есть центр сенсомоторного развития "Мир под рукой" Задачи: развитие мелкой моторики, речевого дыхания. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, размер).

С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками, игрушками для развития пальчиковой моторики, мешочкам с разными наполнителями, разноцветными игрушками из разноцветных прищепок, интересными пособиями для развития дыхания. Здесь так же есть дидактические игры для закрепления цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве. Для формирования устойчивых знаний проводятся дидактические игры: «Конструктор тела» - соотнесение частей тела, «Найди полезные продукты - на формирование знаний о полезных и вредных продуктах; на развитие ощущений: «Что для носа хорошо, а что плохо», «Узнай на ощупь», «Угадай, кто позвал», «Что увидели глаза» и др.

Чтобы формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, своим возможностям и способностям, мы используем различные дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, советы по укреплению иммунитета, которые помогают прививать навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности.

В книжном уголке есть книги по данной тематике: стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать опасные контакты и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности. Оформлен альбом с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, физкультурных занятий, санитарно – гигиенических и закаливающих процедур, плакаты. В уголке по ИЗО подобраны книжки – раскраски по данной тематике.

Дети очень любят заниматься физкультурой.

С большим удовольствием дети участвуют в физкультурно-оздоровительных досугах, что способствует развитию психофизических качеств, таких как быстрота, сила, ловкость, выносливость, воспитанию жизнестойкой и волевой личности, а также пониманию того, что только человек живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Закреплению и обобщению представлений детей о ЗОЖ, необходимости выполнения спортивных упражнений и соблюдение санитарно-гигиенических правил способствовали развлечения и досуги: «Как стать Неболейкой?», «Волк и козлята», спектакль «Репка на новый лад». Обучая детей, я и сама научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.

Я надеюсь, что знания, полученныеые детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

После проведенных мероприятий большинство детей старшего дошкольного возраста - 92% показали желание заботиться о своем здоровье. Целенаправленная скоординированная работа педагогов, муз. руководителя по формированию ЗОЖ у дошкольников, использование различных форм и инновационных методов работы с детьми и родителями, личностно-ориентированный подход к образованию дошкольников, организация образовательной деятельности в игровой форме, в которой дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии способствовало положительной динамике в развитии дошкольников и формировании у них навыков здорового образа жизни. Можно с уверенностью сказать, что приняв самое активное участие в формировании ЗОЖ, дети и сами научились заботиться о своем здоровье, и готовы научить других. Это действительно стало их жизненной потребностью.

Перспективы на будущее.

Мы планируем продолжать работу в этом направлении.

Активнее вовлекать родителей, проводить совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, олимпиады.

Пополнять предметно пространственную среду.

Планируем организовать выставку нестандартного физкультурного оборудования.

Свое выступление я хочу закончить словами выдающего ученого Н. М. Амосова:

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Литература:

1. «Система работы по формированию здорового образа жизни» О. И. Бочкарева

2. «Формирование психологического здоровья дошкольников» М. Ю. Стожарова

3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Тренинги. Занятия.» И. И. Крылова

4. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И. М. Новикова

5. «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении» Н. В. Елжова

Публикации по теме:

Конспект занятия «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте,.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы) Автор работы: Абросова Светлана Дмитриевна.

Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение.

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста ]Цели и задачи: 1. Образовательные: Дать реальные представления об органе пищеварения - языке 2. Развивающие: развивать умение наблюдать.

Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Большое значение для здоровья человека имеет его образ жизни. Академик Ю. П. Лисицин определяет образ жизни – как определенный, исторически.

Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Овчинникова В. П. МБДОУ № 10 «Умка» г. Шадринск Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.

Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ - наш выбор!» Информационная карта проекта.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Пять лучиков здорового образа жизни» Вступительная часть. Дети с воспитателем под музыку входят в зал и исполняют флэшмоб «Зарядка» (А-студио и А. Руденко) Воспитатель: Ребята,.

Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2019 в 18:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД