МААМ-картинки

Проблема выстраивания вокальной фразы и дыхания у концертмейстера в вокальном произведении в классе сольного пения ДШИ

Елена Лукиных
Проблема выстраивания вокальной фразы и дыхания у концертмейстера в вокальном произведении в классе сольного пения ДШИ

Проблема выстраивания вокальной фразы и дыхания у концертмейстера в вокальном произведении в классе сольного пения ДШИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

для преподавателей фортепианной секции методического отдела г. о. Домодедово преподавателя Константиновской ДМШ

Лукиных Е. В. на тему:

«Проблема выстраивания вокальной фразы и дыхания у концертмейстера в вокальном произведении в классе сольного пения ДШИ»

Публикация «Проблема выстраивания вокальной фразы и дыхания у концертмейстера в вокальном произведении в классе сольного пения ДШИ» размещена в разделах

Пение — прежде всего, психофизиологический процесс, зависящий от функционирования таких жизненно важных систем, как кровообращение, эндокринная система и дыхание. Как известно, дыхание является важнейшим фактором, от которого зависит длительность звука, его сила и тембровая окраска. Для формирования правильного звукообразования у младших школьников необходимо выработать у них правильное певческое дыхание, которое значительно отличается от обычного дыхания. Певческое дыхание — процесс осознанный и регулируемый, его ритм и темп во многом отличаются от обычного дыхания. Различают следующие типы дыхания :

1. Грудное дыхание. При нём активно задействованы мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Разновидностью грудного дыхания является ключичное, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, шеи и плечевого пояса. Дыхание в этом случае поверхностное, и поэтому неприемлемо для пения. Мышцы шеи очень напряжены, ограничены движения гортани, голосообразование затруднено.

2. Смешанное, грудобрюшное дыхание, при котором, соответственно, активны мышцы грудной и брюшной полостей, также задействована диафрагма. 3. Брюшное или диафрагматическое. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, особенно видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. В музыкально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.

Смешанное дыхание позволяет ребенку при вдохе достигать ровности, плавности и продолжительности звука как при тихом, так и при громком пении. Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Основную роль здесь играют органы дыхания, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Величина и форма детского голосового аппарата существенно отличается от взрослого. Процесс формирования голоса проходит в несколько этапов: 7–10 лет. Голоса мальчиков и девочек очень похожи между собой, все они — дисканты. Звучанию таких голосов свойственны легкий фальцет, головное резонирование, при пении вибрируют только края голосовых связок. Диапазон, как правило, ограничивается звуками от ре первой октавы до ре второй. 11–13 лет. Это время представляют собой предмутационный период, когда в детских голосах (особенно у мальчиков) появляются оттенки грудного звучания. Грудная клетка изменяется, дыхание становится значительно глубже, голос получает более насыщенное звучание. 11–15 лет.

Время переходного периода, голосовые связки мутируют. Формы мутации у разных детей очень индивидуальны и могут протекать по-разному: у одних явно и ощутимо, у других незаметно и постепенно. Продолжаться мутационные период может от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, голосовой аппарат ребенка находится в состоянии постоянного роста и развития. У детей младшего школьного возраста дыхание часто поверхностное — это является следствием слабого развития диафрагмы, грудных и межреберных мышц. Обычное дыхание у младших школьников часто совпадает с певческим. В этом возрасте детям полезна дыхательная гимнастика, различные вокальные упражнения, которые направлены на развитие длительности выдоха и умение правильно делать вдох.

Певческое дыхание влияет на качество и чистоту звука, выразительность и красоту исполнения. Это достаточно трудоемкий процесс, поэтому в начале обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом. В пении нельзя разграничивать разные типы дыхания, таким образом, мы имеем дело с так называемым смешанным дыханием. Чтобы избежать напряженного звучания не следует вдыхать слишком большое количество воздуха. Здесь огромную роль играет вдох, ведь он предшествует голосообразованию.

Известно высказывание Э. Грига: «Когда я пишу свои песни, главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, чтобы удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта. Я ставлю своей задачей раскрыть и даже усилить стихотворение. Если я эту задачу разрешил, стало быть, и музыка моя удалась. В противном случае музыка не удалась, будь она даже божественна прекрасна».

Литературная основа, безусловно, помогает концертмейстеру проникнуть в характер произведения, его фабулу, проследить развитие сюжета, точно выстроить драматургию, динамический план, выявить особенности агогики. Но с другой стороны, наличие литературной подоплеки требует точного попадания в образ, яркого и убедительного его раскрытия.

Соотношение звонких и глухих согласных, размер стиха, речитативность или плавность поэтической речи обуславливают выбор пианистических штрихов, прикосновения, динамических и смысловых акцентов, употребление педали.

Углубленное проникновение в смысл поэтических строк дает ключ к пониманию художественных задач исполнения произведения в целом. При этом даже самые простые, на первый взгляд, аккомпанементы приобретают возможность интересного и яркого прочтения.

Проблемы агогики

Концертмейстеру в своей работе над фактурой аккомпанемента очень важно добиться нерасторжимого единства солирующей и аккомпанирующей партии, подчиненного общей художественной задаче произведения. Из этого вытекает одна из основных проблем — проблема свободного распоряжения временем, необходимость «дышать вместе с солистом». Часто внешняя метричность, однообразие аккомпанемента не означает строгую темповую ровность, ведь естественность мелодии, выразительность слова и интонации требуют от исполнителя некоторого rubato. Перед концертмейстером здесь встает задача выявления особенностей распределения дыхания в вокальной партии.

При движении мелодии к крайним верхним нотам диапазона певца или на длинных тянущихся нотах пианист должен поддержать певца, сделав некоторое accelerando, часто с усилением динамики. Начало, кульминация и окончание фразы в аккомпанементе должны точно соответствовать вокальной фразе.

Несмотря на несомненную объединяющую функцию аккомпанемента, встречаются случаи, когда необходимо поделить кажущуюся непрерывной линию на более мелкие части для большей выразительности, расстановки смысловых акцентов и удобства распределения дыхания солиста. Возникающие при этом отступления от темпа нуждаются в постоянном контроле со стороны пианиста, который должен, руководствуясь собственным профессиональным вкусом, подчинять их принципу компенсации и естественности звучания. Эти особенности агогики и цезуры, связанные с техническими трудностями дыхания, могут быть гармонично воплощены лишь в том случае, если концертмейстер воспринимает всю партитуру исполняемого произведения как единое целое.

Разбирая фортепианную партию, легко установить, что она состоит из сольных эпизодов : (прелюдия, постлюдия, интерлюдия, чистого аккомпанемента (фортепиано осуществляет ритмическую и гармоническую поддержку) и фрагменты, в которых фортепиано приобретает качество равноценного 7 партнёра в ансамбле с солистом или вокальным ансамблем. Вместе с тем, все три компонента исполнения образуют единый процесс. Таким образом, концертмейстер-пианист – это и солист, и равноправный партнёр и аккомпаниатор, сопровождающий вокалиста. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства и чтобы сохранить его, требуется многоплоскостное внимание

Основы вокальной технологии, на которые должен чутко реагировать концертмейстер. Певец предпочтёт концертмейстера, который понимает механику работы голосового аппарата и органов дыхания. Такой музыкант будет более бережно относиться к хрупкому инструменту певца, почувствует, когда ему необходима помощь (незначительное ускорение или замедление темпа, найдет соразмерность динамики фортепиано по отношению к силе звука певца. Хорошо, когда концертмейстер чувствует меру дыхания солиста. Также, концертмейстер, знакомый с особенностями работы голосового аппарата, будет придерживаться элементарных гигиенических норм, не позволит чрезмерной нагрузки, даст певцу достаточно времени для отдыха, запретит работу в больном состоянии.

Чтобы избежать подобных ситуаций, стоит напомнить пианистам, что в горле певца расположены отнюдь не рояльные струны. И инструмент певца требует бережного к себе отношения и соблюдения нехитрых правил гигиены, что позволяет сделать голос сильным и выносливым. И помочь ему в этом должен не только педагог, но и концертмейстер.

Остановимся на некоторых проблемах, в решении которых может помочь концертмейстер : У певца не безграничные лёгкие, ему нужно больше люфт - пауз, взятий дыхания и т. п. - дышать нужно вместе с ним. Знание особенностей голоса, как в общетеоретическом плане, так и конкретного певца. Иногда, перед выходами на высокие ноты, после них и т. п. певец делает люфтпаузу для сброса напряжения – не гнать его вперёд в таких местах. 10 Певец должен вас слышать, но вы не должны его заглушить, поэтому там, где в партии фортепиано хлипкая фактура, играть нужно поплотнее, я бы сказала на нюанс выше, и, наоборот, там, где фактура плотная – «подубраться». Вы должны играть тем звуком, которым певец должен петь – т. е. «на дыхании» - достаточно плотным звуком. Ведение вперёд – основа любой музыки. Слушайте певца, как он подготавливает люфт, фермату и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Формирование у воспитанников умения выразительного пения, самовыражения в музыкальных импровизациях Музыкальное занятие с воспитанниками второй младшей группы (возраст 3-4 года). Материал подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей.

Консультация для родителей и педагогов «О пользе пения» Все, кто любит петь, наверняка всегда ощущают положительное влияние пения на свое самочувствие. Ведь пение уменьшает напряжение, улучшает.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Фотоотчет о вокальном конкурсе «Голос-дети»Фотоотчет о вокальном конкурсе «Голос-дети» 18 апреля в МБДОУ №113 «Детствоград» прошел конкурс детского вокального искусства «Голос-дети» Ведущие праздника Мяч-удач и маленькие.

Эссе «Я не мыслю жизнь без пения» Эссе: "Я не мыслю жизнь без пения" Я не мыслю жизнь без пения. Я пою, я так живу. Петь - не просто увлечение, Я иначе не могу. Грустно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема выстраивания вокальной фразы и дыхания у концертмейстера в вокальном произведении в классе сольного пения ДШИ
Опубликовано: 21 января 2022 в 22:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД