Получи документы

Проблемы коммуникативного поведения детей дошкольного возраста

Ольга Патрикеева
Проблемы коммуникативного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

Публикация «Проблемы коммуникативного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр. ; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику. Однако, определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я», что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Что же это за особенности личности:

1. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

2. Умение организовать общение ("Я умею!", которое включает в себя:

А) умение слушать собеседника,

Б) умение эмоционально сопереживать,

В) умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми - педагогами. Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности (ВПФ) формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми (разбор схемы).

Таким образом, при нормальном ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.

Но зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных проблем).

1. Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержении, излишней требовательности. Тогда те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у ребенка в силу того, что они входят в состав ролей, предопределенных для него в семье.

"Кумир семьи " : ребенок вызывает восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая прихоть выполняется. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку.

Особенности характера: изнеженность, капризность, эгоцентризм ("свое" я в центре мироздания).

"Мамино (папино, бабушкино и т. д.) сокровище"- это похоже на "кумира семьи", но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок ставится в нелегкое положение. Он чувствует особое отношение к нему кого-то из взрослых, но не менее остро воспринимает отсутствие такого же отношения со стороны других. Мальчик, являющийся "маменькиным сокровищем" вынужден сносить насмешки других членов семьи, детей и взрослых как "маменькин сынок", девочка - "папино сокровище", может расцениваться остальными как "папина дочка".

"Па и н ь к а" - от ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий, каково действительное содержание его внутренней жизни, до этого никому нет дела. Постоянное лицемерие становится нормой поведения на всю жизнь. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки.

"Болезненный ребенок" - долго болевший ребенок практически выздоравливает, и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако в семье упорно продолжают трактовать его как слабого, болезненного и требовать от других такого же отношения к нему.

’’Ужасный ребенок" – ребенок воспринимается как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Все в семье только и делают, что» приводят его к порядку" бесконечными выговорами и наказаниями. Есть дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания и все же дело не всегда в самом ребенке. Из плохого поведения делается внутрисемейный идол, сплачивающих холодных друг к другу людей, или ситуация "соперничества" : перелагая вину за "распущенность" друг на друга взрослые подсознательно добиваются самоутверждения в семье, средство самоустраниться от заботы о ребенке ("вы его распустили, вы за него и отвечайте", либо средство изолировать в семье кого-либо из членов (то оправдывается изоляция бабушки либо отца - ведь они "попустительствуют" капризам).

"3олушка"- из ребенка делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным неуверенным в семье, завистливым и несамостоятельным.

Приведенные примеры заострены для наглядности. И все же подобное "воспитание" подчас вызывает искажения характера (либо закрепляет врожденные психические аномалии характера ребенка). Общая черта неправильно складывающихся характеров – недостаток пластичности, т. е. способность изменяться в соответствии с требованием среды, ситуации, момента.

2. Тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка:

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики: энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагополучных условиях дети холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны, агрессивны.

Флегматики: характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхолики: характеризуются низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

3. Психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания являются:

а) неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;

б) неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

в) отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;

г) множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;

д) отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность;

е) проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная

склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;

ж) двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,

з) склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.

Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:

-эгоизм;

-упрямство;

-неуравновешенность;

- агрессивность, жестокость,

-неуверенность в себе (застенчивость);

- страхи;

- вранье;

- отсутствие друзей;

- не складываются отношения с братом (сестрой);

- не ходит гулять, т. к. на него не обращают внимания.

Как же можно развивать основные умения общаться? С помощью специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:

1. "Я и мое тело".

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т. к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен.

Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры ( двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").

Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).

2. "Я и мой язык".

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").

3. "Я и мои эмоции".

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).

4. "Я и Я".

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" (младший школьный возраст) "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").

5. "Я и моя семья".

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").

6. "Я и другие".

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п.)", проигрывание ситуаций).

Какие игры следует использовать в конкретной ситуации развития ребенка? Если:

I. Беспокойный ребенок: обостренно эмоционально реагирует на все вокруг; слезы, обидчивость и тут же смех; импульсивность, непредсказуемость поведения

1. Знакомство с основными эмоциями, и как они проявляются. ("Азбука настроения").

1. Тренинг мышечного расслабления.

2. Использование психогимнастики М. И. Чистяковой (этюды на выражение интереса, внимания, сосредоточенности, удовольствия, удивления, печали, презрения, страха, вины).

II. Неадекватная самооценка.

а) завышенная (во всем стремится быть лучше других) "Я самый лучший", "Вы все должны слушать меня".

б) заниженная самооценка - пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость.

1. Проигрывание ситуаций, решение ситуаций теоретически ("Соревнование", "Поломанная игрушка").

2."Я и другие" (Рассказать о себе и своих близких, подчеркивая "+" черты другого; выделить отрицательные качества в себе, положительные, акцентируя внимание на последних).

3. Осознание своего тела, умения взглянуть на себя со стороны. ("Жмурки", "Зеркало" (ребенок смотрит в зеркало, которое повторяет его движения, "Прятки", "Путанка").

4. Осознание чувств и желаний людей, которые находятся вокруг него. ("Передача чувств").

III. Агрессивный ребенок.

1. Эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения ("Брыкание", «Кулачок", "Подушечные бои", "Выбиваем пыль").

2. Формирование навыков бесконфликтного общения (настольные игры, конструктор).

3. Лепка (глина).

4. Игра на развитие сплоченности группы ("Клеевой дождик", "Связующая нить").

5. Разыгрывание ситуаций по проблеме.

IV. Конфликтные дети.

(ссоры и драки сопровождают его постоянно, не может найти выход даже из самых простых ситуаций).

1. Развивать умение детей договориться друг с другом и показать, как важно для этого видеть собеседника; учить видеть и использовать невербальные средства общения. ("Спина к спине", "Сидящий и стоящий").

2. Осознание себя и черт своего характера ("На кого я похож" (на какого животного, птицу, дерево)

3. Ролевая гимнастика: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого опыта ребенка. (Посидеть как пчела на цветке; наездник на лошади, Карабас-Барабас.).

4. Сочинение сказки по кругу: выражение индивидуальности, высказывание своих мыслей; учит адекватным способам взаимодействия, взаимопомощи, умение выслушивать собеседника.

5. Беседы ("Как правильно дружить).

6. Разыгрывание ситуаций

V. Застенчивый ребенок.

1. Снятие мышечных зажимов. ("Веселая зарядка").

2. Овладение неречевыми средствами общения ("Колдун", "Расскажи стихи руками").Решение конфликтных ситуаций (сюжетные картинки, рассказ). Учит вниманию к другим людям; поведенческий опыт

4 Коллективное рисование: чувство общности со всеми ("Наш дом").

5. Рисование "Какой я есть и каким бы я хотел быть".

6. Разыгрывание ситуаций, отрешающих проблемы в общении.

VI. Замкнутый ребенок (знает как общаться, но не умеет).

1. Умение думать о себе в "+" ключе «Назови свои сильные стороны»; совместный рисунок на тему "Как мы боремся с трудностями"; беседа после рисунка или беседа, затем рисование, где изображаются способы борьбы с трудностями.

1. Овладение неречевыми способами общения.

2. Разыгрывание ситуаций по имеющимся проблемам.

3. Совместные настольные игры (несколько детей).

4. Навык понимания и развития замыла другого человека ("Маленький скульптор").

5. Рисунок "Я в будущем" : дать перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы коммуникативного поведения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2024 в 09:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы коммуникативного поведения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Патрикеева (УИ 631726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД