Получи документы

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»

Акавова Саида Данияловна
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь. А расширить достижения детства помогает проектный метод. Мой опыт показал, что использование метода проектов способствует формированию у дошкольников самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений.

Публикация «Консультация для педагогов „Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях. В процессе работы я пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. Из этого я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки и т. д. Метод проектов я использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.

Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи, которые я перед собой ставлю:

- развитие познавательных способностей детей;

- развитие творческого воображения и мышления детей;

- развитие коммуникативных навыков;

Система работы с детьми

В работе с детьми были реализованы проекты :

«Здоровый малыш», «В гостях у сказки» «Мой папа самый лучший».

В этом проекте приняли участие дети родители и воспитатели.

Мною были использованы такие формы работы, как чтение, рассматривание иллюстраций к сказкам, показ кукольного театра по сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», проведение дидактических и настольных игр «Собери сказку», «Угадай сказку», просмотр мультфильма «Колобок». В группе были прочитаны сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди».

Родители приняли активное участие в реализации проекта. Они вместе с детьми дома читали сказки, рисовали рисунки с героями этих сказок. Родители изготовили дидактические игры и лепбук. Завершился наш проект постановкой сказки «Рябинка»

Благодаря полученным знаниям в ходе проекта у дошкольников обогатился словарный запас, в самостоятельной деятельности активизировалось речевое общение со сверстниками. Ребята стали активнее проявлять интерес к книгам, бережно к ним относится

Принципы работы

В своей работе использую следующие принципы:

Поощрение усилий ребенка

Исключение отрицательной оценки его действий

Принцип сотрудничества

Опора на опыт ребенка

При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: наблюдение, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации. Также для родителей были разработаны консультации, папки-передвижки, памятки.

Также я сделала вывод, на основе своей работы, что проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие мои воспитанники и я, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки своему ребенку и мне, но и стать непосредственным участником образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка. Я считаю, что такая деятельность очень помогает в работе с родителями, расширяет возможности, позволяет больше сблизиться с родителями и воспитателю и, конечно, детям в их совместной деятельности.

Я хочу отметить, что сущность проектной деятельности заключается в создании готового наглядного продукта. Ребенок видит конкретный результат своей деятельности, подтверждающий правильность выбранного решения и реализации идеи на практике. В результате этого приходит осознание необходимости обучения для жизни в обществе.

Интерактивный театр - это небольшие спектакли, яркие, вес лые, музыкальные представления с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и взаимодействуют со зрителями, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Дети-зрители могут включаться в игру: отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы, давать советы, перевоплощаться в тот или иной образ. Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое время могут присоединиться зрители.

Игры могут быть объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем, а декорации и костюмы могут создаваться из простых подручных материалов.

Для начала необходимо разработать сценарий и подобрать игры, которые будут вплетены в сюжет так, чтобы они были просты в правилах, не требовали большой подготовки к ним, с минимальным использованием реквизита (мяч, лента, воображение). Подобные спектакли могут быть как заранее отрепетированным, так и сюрпризом для юных актёров.

театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также ИКТ технологии.

Новизна состоит в следующем:

• Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

• Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.

• Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;

• Применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Использование таких нетрадиционных форм дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей. И важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.

основе театральной деятельности лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей.

В своей педагогической деятельности мы стремились к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Театрализованная игра – один из видов игры, в котором дети способны самовыражаться, развивать творческие способности и умение реализовываться. А также в театрализованной игре происходит личностное развитие и воспитание индивидуальности.

«Все начинается с детства»… Эмоциональные впечатления – это те впечатления, которые человек проносит через всю жизнь, это самые сильные впечатления. Они учат любить и ненавидеть, быть преданными и внимательными, сопереживать и творить добро. А ведь именно в дошкольном возрасте, в эмоциональном развитии «ничего не остается бесследным». Именно поэтому на протяжении года шаг за шагом, мы планомерно, целенаправленно выстраивали работу, используя не только общепринятые приемы и методы, но и собственные инновационные разработки в этой области, которыми хотим поделиться с вами.

Цель инновационных технологий по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста максимально раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми в жизни.

Задачи, которыми мы руководствовались:

- развивать у детей желание участвовать в творческих проектах;

- развивать творческие способности ребенка;

- развивать интерес к постановке и умение вносить идеи в соответствии с поставленными задачами;

- пробовать себя на различных ролях, используя навыки театрального мастерства;

- прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, русским народным и литературным сказкам;

- развивать личность ребенка, формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры;

- совершенствовать навыки воплощения в игре определенных переживаний;

- развивать способность у детей воспринимать художественный образ, изображать его;

- создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

- улучшить психологическую атмосферу в группе, выйти на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми, а также родителями.

Инновационная идея заключалась в том, что в решении этих задач нам помогали родители, а именно, когда дети не имели достаточно знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте, режиссерами выступали воспитатели, а артистами были родители, зрителями были дети. Мы хотим поделиться опытом проделанной работы, ее организацией и проведением.

Итоги работы:

1. Создана предметно – развивающая среда в групповой комнате, направлена на эстетическое развитие всех детей; при проектировании предметно – игровой среды в группе, способствующей эстетическому развитию детей, учитывались следующие факторы: индивидуальные социально – психологические особенности ребенка, особенности развития, индивидуальные интересы и предпочтения в выборе двигательной деятельности, творческие способности, возрастные и половые особенности. Было замечено, что при правильно подобранной и оформленной среде у ребенка появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, что позволяет более эффективно осуществлять развитие речи детей.

2. Подобрана необходимая методическая литература для педагогов и родителей с целью повышения педагогической компетентности в области развития речи в условиях детского сада и дома (Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001; Панкеев И. Русские народные игры. – М., 1998; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.).

3. Использовались различные виды сюжетных занятий, самым инновационным из которых является театрализованная деятельность.

4. Подобраны и адаптированы игры - драматизации. Игра - драматизация – важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Наш опыт показал, что детям нравится проведение игр- драматизаций в нетрадиционных формах (сюжетные игры, хороводы, подвижные игры с разными уровнями подвижности).

5. Систематизирован цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательных гимнастик для детей дошкольного возраста. Мы широко использовали комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой. Это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Использовали на занятиях такие упражнения, как «Шумный ёжик», «Накачивание шины», «Обними плечи», «Большой мяч».

6. Изготовлены картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике.

7. Изготовлено нестандартное оборудование из бросового материала – пробки, баночки и многое другое для дыхательной гимнастике.

8. Проводится работа с родителями. Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями, поэтому в соответствии с основными положениями система работы с семьё й включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2. Ознакомление родителей с содержанием речевого развития, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3. Обучение конкретным приемам и методам дыхательной гимнастики, самомассажу, подвижным играм и т. д.

Для реализации этих задач широко используем в детском саду:

1. Информация в родительских уголках «Мы и театр», в папках передвижках «Желанные встречи», на информационном стенде «В гостях у сказки», «Вместе весело шагать».

2. Консультации : «Театральная деятельность в детском саду», «Движение плюс движение».

3. Анкетирование, деловые игры и тренинги «Наша традиция – сказки рядом».

4. «Открытые дни» - для родителей с просмотром театральных представлений, праздников и развлечений. (родители с большим интересом смотрят и участвуют).

Результатом проделанной работы явилась положительная динамика речевого развития детей дошкольного возраста. Принимая участие в презентации театрализованной деятельности на районном конкурсе, воспитанники учреждения стали победителями в номинации «Лучший театральный костюм».

Хорошие результаты дает совместная организация и проведение праздников и развлечений таких как : «У осени в гостях», «В гостях у медведя».

На информационном стенде для родителей «Волшебный мир -театр» размещались фотографии из театрализованной жизни детского сада, интересные и занимательные советы. Большой популярностью у родителей пользуется газета детского сада, в которой стала традиционной рубрика «Театральная страничка», где даются советы на интересующие родителей темы о речевом развитии детей «Театральная деятельность в детском саду».

Итак, в театрализованной жизни детского сада дети и родители активно участвуют в представлениях, праздниках. Таким образом, созданная единая система «Детский сад – Дети – Родители» на данный момент успешно функционирует и дает положительные результаты.

Список литературы для педагогов

1. Акулова О. Театрализованные игр

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 10:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Акавова Саида Данияловна (УИ 2777044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД