МААМ-картинки

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования

Сергеева Ирина
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования

«Проектно -исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования»

Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Метод проектов в нашей группе используется для решения определённых задач в процессе исследования. Проекты имеют разную длительность:

краткосрочные (1-2 недели – месяц,

средней продолжительности (2-4 месяца)

долгосрочные (учебный год).

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» размещена в разделах

Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а также от содержания образовательных программ ДОУ.

При реализации проектов дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь оно начинается с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Для успешной проектной деятельности мы проводим серьёзную подготовку к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и материальное обеспечение. Работа в рамках проекта проводиться регулярно. При этом мы стараемся поддержать интерес детей к исследуемой проблеме, их любознательности. Она может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей.

Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлеченных в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами. Как показывает опыт, далеко не из них оказывают помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми.

В повседневной жизни группы экологическое воспитание детей проводим в разные режимные моменты. С этой точки зрения наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Прогулки на участке – особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Выстраивая правильное педагогическое общение воспитателя с детьми, учим их видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Регулярно проводим циклы наблюдений. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах – 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводим последовательно друг за другом с разрывом в 2 – 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, проводим с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения проводим в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

На протяжении учебного года проводим следующие циклы наблюдений:

за цветущими растениями участка и песком в песочнице (май - сентябрь);

за деревьями (октябрь – ноябрь);

за елью, ночным небом (декабрь);

за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь – февраль);

за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль – март);

за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель – май);

за божьей коровкой и другими насекомыми (в весенне-летнее время).

Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В старших группах учим ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент, отмечаем поведение птиц на кормушке.

Старших дошкольников включаем в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые проводим совместно сотрудниками и детьми, а нередко, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам и сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в дидактических играх, которые проводим на занятиях, в свободное время и в естественных природных условиях. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх стремимся применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

В группе реализовано ряд проектов экологической направленности. Сегодня я расскажу о некоторых из их:

«Лекарственные растения»

Тип проекта : исследовательский.

Длительность проекта : 2 недели (август)

Возрастная группа: средняя

Участники проекта : воспитатель, дети средней группы «Сказка» и родители.

Проблема:

Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.

Задачи:

- Развивать поисковую деятельность детей : умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Приобщать детей к процессу познания;

- Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

-Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;

-Активизировать словарь по теме;

Прогнозируемый результат:

1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.

5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Этапы проекта :

1этап- Подготовительный :

на этом этапе мы составили перспективный план мероприятий проекта; подобрали стихи, художественную и энциклопедическую литературу о лекарственных растениях; иллюстраций лекарственных растений; оборудование для приготовления чая, посуду для дегустации.

С детьми обсуждались следующие вопросы:

Что знаем? Что хотим узнать? Как узнаем?

Растения бывают полезные и не полезные.

Есть ядовитые растения.

Есть лекарственные растения.

Лекарственные растения растут везде : в поле, в лесу, на улице в городе.

Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.

Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

Какие болезни могут лечить лекарственные растения?

Какие бывают лекарственные растения?

Как их правильно хранить и собирать?

Когда можно собирать лекарственные растения?

Что такое гербарий? Прочитать книгу.

Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.

Спросить у родителей.

Узнать в интернете.

Сходить с родителями в парк, в лес, в ботанический сад.

2этап- Сбор сведений:

Занятия познавательного цикла (беседы) :

-«Зелёная аптека»

- «Доктора природы»

- Виртуальная экскурсия на луг «Путешествие в мир лекарственных растений».

3 этап- Выбор проекта.

3.1. Чтение художественной литературы:

. Игровая деятельность :

- Дидактические игры «Узнай растение», «Съедобное – несъедобное», «Вершки-корешки»

«От какого растения часть?», «Что лечит это растение?»

-Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я цветок»

3.3. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность :

- На территории детского сада искали полезные растения.

- Наблюдали как растет подорожник.

- Изучали строение растения. Определяли, одинаков ли стебель у разных растений.

Сравнивали листья растений. Определяли, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие?

- наблюдали, прилетает ли кто-нибудь к этому растению?

- Есть ли запах у растений?

3.4. Слушали музыку

Совместная деятельность с детьми и родителями:

- Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений

Итог: Презентация «Зелёная аптека Кузбасса»,

Альбом «Зелёная аптека»,

образцы лекарственных растений

Ещё один проект «Овощи – полезные продукты»

Тип проекта : информационно – исследовательский

Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).

Участники проекта : воспитатели, дети группы «Сказка», родители воспитанников.

Проблема – овощи поспорили, кто из них полезней.

Цель: Развитие умения самостоятельно находить нужную информацию и составлять сообщение по теме. Формирование интерес к книге как к источнику знаний.

Задачи:

• Расширять знания детей об овощах.

• Закрепить знания детей об условиях и о месте произрастания овощей.

• Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (овощах).

• Формировать знания о пользе овощей, их значение для здоровья.

• Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.

• Повышать заинтересованность родителей в творческой деятельности детей.

Предполагаемые результаты:

- Сформированы знания об овощах, их пользе и значении для здоровья человека.

- Созданы продукты (сообщения по теме, которые представлены социуму.

- Развита система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Этап 1. Подготовительный:

1. Дети формируют проблему ( Овощи на грядке поспорили: кто из них полезней)

2 – 3. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию (Сказочные овощи пришли к детям, рассматривание, называние, формирует задачу: определить, какую пользу приносят овощи.

4. Совместная деятельность родителей, детей, педагога.

Этап 2. Информационно-исследовательский:

Экскурсия в огород.

Беседы: «Откуда овощи в магазине». «Зачем нужны овощи человеку».

Игры «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки», «Четвертый лишний»

Рисование «Овощи».

Лепка «Овощная история»

Аппликация «Осенний натюрморт»

Сбор урожая на огороде.

Пальчиковые игры: «Был у зайки огород», «Мы капусту рубим», «Прыгнул козел в огород»

Отгадывание загадок

Итог: подборка дидактических игр на тему «Овощи». Выставка работ продуктивной деятельности.

Следующий проект, о котором хочу рассказать «Вода»

Вид проекта : исследовательско – творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети старшей гуппы «Сказка», родители

Сроки реализации: июль

Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: Формирование у детей бережного отношения к воде, о роли воды в жизни человека и для всего живого.

Задачи проекта.

Обучающие:

Закрепить с детьми свойства воды (не имеет запаха, вкуса, цвета); её состояние (имеет газообразную форму – пар; твёрдую форму – лёд, снег, жидкую форму).

Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину)

Развивающие:

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.

Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Воспитывать заботу о комнатных растениях.

Предполагаемый результат:

Дети будут бережно относиться к объектам окружающего мира, видеть красоту окружающего мира.

У детей сформируются представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Дети научатся прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Обогатится словарь; проявится наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, опытно – исследовательские навыки

Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появится стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием.

Взаимодействие с родителями:

1. Папка - передвижка «Вода»

2. Картотека «Опыты с водой»

3. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Я не буду перечислять этапы проекта, лишь коротко расскажу об его итоге -

Итог: Плакат «Рекам Кузбасса чистые берега», ЛэпБук «Вода»

ЛэпБук «Вода» на 4х страницах:

1. Первая Страница. Титульная

2. Вторая Страница. 4 кармашка с карточками: «Вода в природе» (показ,

«Свойства воды» (показ,

«Эко пазлы» (предложить собрать, после чего ответить на вопрос «Что в пруду лишнее»)

Пословицы и поговорки.

3. Третья Страница. Панорама «Круговорот воды в природе», карман с подборкой опытов (показ)

4. Четвертая Страница: 5 карманов.

3 отражают состояния воды: бывает твердая, жидкая, газообразная.

В одном - карточки «Как человек использует воду».

И ещё карман «Вода в сказках» (показать и предложить назвать сказки и рассказать о роли воды в них,

Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов»Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов» Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей Задачи: • Развить мышление, любознательность; • Познакомить.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах; углублять представления детей о причинах отлёта птиц в тёплые края.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелётные птицы»Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелётные птицы» Тема проекта:«Зимующие и перелётные птицы». Продолжительность проекта: 2 недели. Тип проекта: исследовательско – творческий, познавательный.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле»Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 10:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД