Наталья Илюшина
Профессиональное мастерство воспитателя по воспитанию двигательной активности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—6 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
Публикация «Профессиональное мастерство воспитателя по воспитанию двигательной активности у детей» размещена в разделах
К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим мы в начале года предусмотрели в планировании программного материала взаимосвязь процесса обучения основным видам движений во время НОД и развития двигательных качеств и способностей детей в свободной деятельности. И поставили себе следующие задачи:
- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность детей и физические нагрузки;
- сформировать навыки в разных видах движений;
- способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни;
- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Для решения поставленных задач, мы пополнили предметно-развивающую среду группы. Для развития основных движений, у нас в физкультурном центре собраны разноцветные мячи, мешочки для метания, разноцветные гантели, кубики, мячи разных размеров, лестница, шнуры, обручи. Для профилактических целей : «дорожки здоровья», массажные коврики, массажные ролики, следочки, массажёры, игрушки для поддувания, оборудование для проведения массажа. Для организации подвижных игр: маски, шапочки, игрушки, флажки, султанчики.
В своей работе по воспитанию двигательной активности детей, мы используем следующие организованные формы двигательной деятельности детей :
- НОД по физическому развитию;
- утреннюю гимнастику;
- физкультминутки;
- физкультурные паузы;
- упражнения после дневного сна;
- организованную двигательную активность детей на прогулках;
- коррекционные занятия;
- экскурсии или походы;
- подвижные игры
- спортивные упражнения.
НОД по физическому развитию проводится три раза в неделю, в первой половине дня, длительностью 25 минут по подгруппам, сформированным с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.
Одно из них проводится на свежем воздухе, с соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил безопасности, формы одежды и обуви, температурного режима. Во время пребывания детей на воздухе мы несколько раз привлекаем детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты. Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе уже есть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.
Зная, что со старшего возраста возможны и рекомендуются подвижные игры с элементами спортивных игр, мы активно их используем. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции. При поддержке родителей в группу были приобретены два набора для игры в бадминтон, два набора для игры в хоккей, футбольный мяч, ракетки для тенниса. Летом дети группы играют на площадке в бадминтон. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т. п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры мы научали детей правильно держать ракетку и упражняться в отбивании волана. Кроме того, они с удовольствием играют в футбол, теннис. На площадке имеется баскетбольное кольцо для отработки метания мяча в кольцо. Зимой дети группы играют в хоккей, осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т. п. Конечно, дети играют с маленькими клюшками без коньков. Руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, бить по шайбе. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и т. п.
Чтобы сформировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, проводим беседы с детьми, где дается информация на доступном для дошкольников уровне:
– истории возникновения игр;
– национальные игры с элементами спорта;
– достижения и успехи России в данной области спорта;
– достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта;
– беседы с дошкольниками о выдающихся спортсменах;
– показ фотографий, слайдов, кино- и видеофильмов, чтение книг на тему «Спортивные игры».
Все перечисленные мероприятия сопровождаются последующим обсуждением, в процессе которого дошкольники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой воспитания любви к спорту.
Кроме того, проводятся «Дни здоровья", спортивные праздники, что также способствует воспитанию двигательной активности детей.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств : быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Поэтому, подвижным играм мы уделяем большое внимание. Они проводятся дважды в день, утром и вечером.
Так как, группа ортопедическая, большое внимание мы уделяем коррекционным упражнениям по профилактике ортопедических патологий. Они у нас включены в комплексы утренней гимнастики, в физминутки и динамические паузы, в гимнастику после дневного сна. Сюда же входит и хождение по рефлекторным дорожкам и массажным коврикам, самомассаж, дыхательные упражнения.
Все эти мероприятия положительно влияют на развитие двигательной активности детей и на совершенствовании двигательных навыков.